Конфликты с детьми: советы психолога, как их разрешать
Пошаговая система поведения в конфликте
.
1.Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию не унижая достоинства ребенка.
Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю.
Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании и ты был пьян.
2.Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя «Я — высказывание», говорите о том, что Вы чувствуете:
» Я обеспокоена, когда слышу это»
» Я огорчена этим»
» Я так волнуюсь за тебя»
3.Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите.
» Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает».
» Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который вернулся из тюрьмы инвалидом и теперь не может даже создать семью».
» Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, тебя когда-нибудь изнасилуют, так же, как это случилось со Светой».
4.Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:
«Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя — ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь».
«Я хотела бы видеть тебя к 22.00, но я знаю, что не могу тебя заставить выполнить это. Ты сама принимаешь решения и только ты отвечаешь за них».
5.Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.
6.Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.
Особенности воспитания.
Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним — окружающий мир при рождении полон радости и покоя.
«Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи — слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию.
Кроме того, ощущение кайфа — наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем..
Второй тип из группы риска — чрезмерно опекаемый ребенок. Это — кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни — получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных — телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире.
Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности — каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода — боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной — шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается…»
И так именно в семьях с нарушенным воспитанием растут Дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер — или гипоопекой.
1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
2. «Кумир семьи» . В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
3. Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
4. «Золушка«. Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
5. «Ежовые рукавицы«. Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Общими чертами для подростков с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам являются:
— сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;
— стремление к новизне
— повышенная тревожность.
— склонность к риску и необдуманным поступкам
— желание получать удовольствия любой ценой
Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и
Счастливым.
1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете. Поддерживая Ваш разговор «говорите ему «Да», «Ага», «А что потом?», «Как я тебя понимаю!», «Вот это да!».
Учитесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их.
2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда он станет большим и понимал чувства других людей.
3. Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.
4. Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.
5. Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность.
«Тебе не удается математика? Это не страшно, надо только немного поработать и все получиться!»
6.Учите его говорить «нет». Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление.
Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. «В окружающей нас жизни есть и хорошее и плохое. Иногда надо уметь сказать «нет». Например, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравиться» Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.
Правильн О | Неправильно |
Мой ребенок сам отвечает за то, что делает. | Только я отвечаю за то, что делает мой ребенок. |
Он может принимать самостоятельные решения. | Он пока не может принимать серьезные решения. |
Я могу доверить ему заботу о самом себе. | Он пока не может заботиться о себе. |
И тогда: | |
Я сам отвечаю за свои поступки. | Папа и другие отвечают за мои поступки, я не отвечаю ни за что. |
Я могу и буду принимать правильные решения. | Я не могу и не хочу принимать решения. |
Мои родители любят и понимают меня. Они доверяют мне и моим поступкам. | Мои родители не понимают меня. Они не доверяют мне и моим поступкам. |
Я могу сам строить свою жизнь и смогу добиться чего хочу. | Я ничего не умею. Я не могу заботиться о себе. |
Я уверен в себе и мне нравится моя жизнь. | Жизнь плоха и я плохой. |
Конфликты с детьми: советы психолога, как их разрешать