• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко

 

Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко

Жанр послания был одним из любимых в творчестве Шевченко. “Дружеское послание” землякам было написано в июне 1845 года. Путешествия Кобзаря по Украине в течение трех лет дали ему возможность познакомиться с украинскими интеллигентами, патриотами, прогрессивно настроенными людьми дворянского происхождения. Преимущественно это были потомки казацкой старшины, люди, от природы наделенные незаурядным умом, стремлением к знаниям, высшему образованию, утонченные аристократы духа, которым, к сожалению, часто совсем не мешало вместе с тем владеть крепостными душами и не считать простой народ за ближнего своего, которого так приказывал любить еще Христос в Нагорной проповеди. Раздумья над неадекватным поведением тех украинцев, которые должны бы были быть настоящими сыновьями своей земли, и породили дидактическое, а вместе с тем и гневное послание “И мертвым, и живым…”.

Главная проблема послания – это проблема взаимоотношений дворянской интеллигенции с народом, обязанности интеллигенции перед народом, что в тогдашних исторических условиях было неразрывно связано с вопросом борьбы против социального и национального угнетения на Украине. Полемическое острие послания направлено на изобличение целиком конкретных групп и течений в среде тогдашней дворянской интеллигенции. С одной стороны, это национальные романтики, в частности, потомки казацкой старшины, которые вздыхали за историческим прошлым, с другой стороны – либеральная интеллигенция новейшей формации, которая должна была повести украинскую общественность “по веку”, а она впадала то в космополитизм, то в славянофильство. Все они объединены в сознании поэта тем, что находятся в полнейшем разрыве с “меньшим братом” – народом, хотя и стараются говорить от его имени. Они не знают настоящих интересов и стремлений народа, живут ошибочными, устаревшими или бездумно заимствованными представлениями, оторванными от нужд и задач, которые возникали на историческом грунте тогдашней украинской действительности. Шевченко обращается то к одной, то к другой из этих групп, то ко всем вместе и, свободно переходя от одних вопросов к другим, высказывает свои мысли и взгляды в острых идейных столкновениях, в пылкой полемике с ними. Поучительным же выводам, которые вытекали из полемики, важнейшие ее “уроки” поэт представляет как важное народное, придает им национальное значение, адресует их широчайшей общественной массе.

Из всего разнообразия общественно-политических и идеологических вопросов, затронутых в послании, основной и ведущей проблемой, которая связывает и объединяет все другие, является проблема взаимоотношений интеллигенции и народа. Шевченко прямо и резко заявляет о кричащем отрыве тогдашней украинской интеллигенции от народа. Этот отрыв угрожает ей неминуемой и позорной гибелью, морально-политическим крахом. Только в народе источник жизненной силы общества, нации. Поэт обвиняет тогдашнюю украинскую интеллигенцию в недостатке ясного политического сознания, казнит ее за пустопорожнее политическое фразерство, расхождение между словом и делом. Ее громкие заявления о стремлении к “воле” и “братству”, бездумное преклонение перед иностранной культурой выдают отсутствие реальной программы. С большой сатирической страстью и презрением говорит поэт, что при отсутствии собственного взгляда на положение народа и непонимание реальных путей развития украинского общества рабское преклонение перед иностранными авторитетами ведет лишь к бессильному, сугубо внешнему заимствованию шумливых и обманных заявлений, к пустому жонглированию “свободолюбивыми” лозунгами:

…претесь на чужбину Искать доброго добра, Добра святого. Воли! Воли! Братства братского! Нашли, Несли, несли с чужого поля И в Украину принесли Больших слов большую силу, Да и более ничего…

Ползание перед иностранщиной возникает в послании Шевченко как бегство господ-либералов от жгучих нужд жизни, от украинской действительности. Шевченко казнит и схоластическое их философствование, в котором, по выражению Франко, “расплывались конкретные нужды, интересы и приметы родного народа”. Он открывает их заносчивость, чванство, комическое самовозвеличивание и щеголянье с иностранной культурой, хотя через свою фатальную несамостоятельность, недостатком собственного мышления они обнаруживают неспособность пользоваться достижениями науки “так, как надо”. “Если бы вы учили так, как надо, – обратится к ним поэт, – То и мудрость бы была своя”. Своим антагонистам Шевченко противопоставляет единственный продуктивный и конструктивный принцип культурного единения с другими народами:

Учитесь, читайте, И чужому учите, И своего не сторонитесь.

Выдвигая этот лозунг, поэт выступает с позиций потребности служения демократической интеллигенции народу, делу развития национальной культуры в ее органическому языку с демократической культурой других народов. Дискредитируя “западничество” украинских господ-либералов, Шевченко вместе с тем бросает слова резкого осуждения и в адрес доморощенных украинских славянофилов.

…И все языки, Славянского люда Все знаете. А своего нет. Когда-то будем и по-своему глаголить, Как немец покажет…

Поэт ставит под сомнение симпатии господ-славянофилов к славянским народам, так как тот, кто “не замечает” языка своего народа (тоже славянского) из-за того, что он “мужицкий”, не может быть искренним сторонником идей дружбы и единения славянских народов и их культур – такова мысль поэта. Исключительно важное место занимает в послании “И мертвым, и живым…” полемика с консервативными национальными романтиками, которых поэт ругает за идеализацию прошлого Украины. Здесь также отразились взгляды поэта на историю Украины, подделывая которую, лжеисторики на первый план выдвигали своих “Брутов и Коклесов”, твердили, что история Украины – это “поэма вольного народа”. Разоблачая такое понимание истории Украины, Шевченко с помощью эпитета “обкраденные казацкие трупы” осуждает тех, кто присвоил себе героическую славу казацких низов. Значит, что историю Украины необходимо пересмотреть, сызнова ее прочитать, не упуская ни одной детали и лишь тогда можно дать ответ на вопрос: “Что мы?.. Чьи сыновья? Каких родителей? Кем? За что закованные?”.

Пять коротких вопросов поставил Шевченко в произведении, но каждый из них достойный поэмы, так как пробуждал усыпленное царскими колонизаторами социальное и национальное достоинство украинского народа, призывал не быть “рабами”, “грязью”, “мусором” русских царей, польских королей, еще ли кого-то, как это произошло с частью казацких атаманов и гетьманов. Вопросы: “Кем? За что закованные?” – направляли читателя к важнейшему: кто нас поработил, кто наш враг? И если мы в самом деле гордимся легендарной славой запорожских рыцарей, то учимся у них свободолюбию и отваге, чтобы покончить с социальным и национальный бесправием. Должно быть не безразлично украинцам,

…чьей кровью Та земля напоена, Что картофель родит…

А равнодушных немало среди просвещенного панства, которое беспокоится не о судьбе народа, а о своих имениях. Крылатое выражение “И чужому учите, и своего не сторонитесь” свидетельствует о том, что Шевченко не был национально ограниченным, что он выступал против иностранного только реакционного, а прогрессивное из культуры других народов советовал перенимать, не забывая родную, как первооснову. “Так как кто мать забывает, того Бог наказывает, того дети сторонятся”, то есть кто отмежевывается от родного языка и культуры, тот оборотень, так как язык, искусство, культура – наиболее дорогие сокровища народа, которые необходимо оберегать, ласкать, приумножать. Шевченко искренне верил, что и среди дворянской интеллигенции есть люди, готовые служить народу, только необходимо пробудить их сознание. К таким интеллигентам и обращается поэт:

Обнимите же, братья мои, Наименьшего брата, – Пусть мать улыбнется, Заплаканная мать.

И если интеллигенция пойдет навстречу интересам народа, то “заплаканная мать” – Украина “улыбнется”, так как наступит социальная и национальная воля.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко

Другие сочинения по теме:

  1. Образ матери в произведениях Т. Шевченко Поэзия Шевченко – “пламенный культ материнства”. Образ женщины-матери занимает особое место в поэзии Шевченко. Он изображает свой собственный идеал женщины....
  2. Патриотизм – характерная черта Т. Г. Шевченко Чужая земля. Пустынный берег Аральского моря. Куда ни глянь – пески, пески, пески. На берегу – одинокая фигура. Покосившаяся голова,...
  3. Ранняя поэзия Т. Г. Шевченко В ранней лирике Шевченко часто звучат мотивы тоски по родному краю и одиночества (“Тяжело в мире жить”, “Вечной памяти Котляревскому”,...
  4. Чувство принадлежности к национальному сообществу в мире Шевченко Чувство принадлежности к национальному сообществу спасало поэта от тяжелого одиночества. Байронизм отчасти помог ему глубоко ощутить эту связь: “Если Байрона...
  5. Анализ стихотворения Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со...
  6. Тема родины в творчестве Тараса Шевченко Литературные проблемы для него не были чужим, “господским” делом, он еще мальчиком списывал “в сорняках” Сковороду. Также Шевченко был органически...
  7. Первые поэтические произведения Шевченко балладного и элегического жанров Заключенный в тюрьме каземата, Шевченко не склонил покорно голову перед жандармами и палачом-царем. Поэт не каялся на допросах, не проявлял...
  8. Расстрелянное возрождение в украинской литературе Расстрелянное возрождение – литературно-художественное поколение 20-х – начала 30-х гг. ХХ ст. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области...
  9. Тематическое оценивание по творчеству Т. Шевченко, К. Малицкой и Е. Пчилки Тарас Шевченко “садок вишневый круг дома”, “За солнцем тучка встает” 1. Т. Г. Шевченко родился: А) в с. Моринцы; б)...
  10. Историческая основа и образы-персонажей поэмы Т. Шевченко “Еретик” Историческая основа поэмы “Еретик”. Поэма “Еретик” имеет еще и другое название – “Иван (Ян) Гус”. Именно так называл ее сам...
  11. Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс – это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле...
  12. Тематическое оценивание по творчеству Т. Шевченко, К. Малицкой и О. Пчилки Тарас Шевченко “садок вишневый круг дома”, “за солнцем тучка встает” 1. Т. Г. Шевченко родился: А) в с. Моринцы; б)...
  13. История написания произведения “Завещание” Шевченко Свое знаменитое “Завещание” Тарас Шевченко написал 25 декабря 1845 г. в г. Переяславе во время тяжелой болезни. В декабре 1845...
  14. Ирония и сарказм в поэме Т. Шевченко “Кавказ” Тарас Шевченко никогда не был на Кавказ, но, за свидетельствами современников, интересовался жизнью и судьбой кавказских народов, которые боролись против...
  15. Мои впечатления от поэмы Т. Шевченко “Садок вишневый вокруг дома” Тарас Шевченко длительное время находился в каземате Петропавловской крепости. Длинные, одинокие дни и ночи в камере. Много пережил, передумал поэт...
  16. Т. Шевченко – пророк народный, певец народный Школьное сочинение по произведению “Коливщина”. Фигура Шевченко – это фигура пророка, певца народного. Тарас Шевченко – тонкий проникновенный лирик, ,...
  17. Неординарность и заслуга художника-поэта Шевченко Шевченко, художника-поэта, нельзя не сравнивать с ними, ведь их произведения перекликаются с его искусством, поэзией, прозой. Эта проблема довольно актуальная...
  18. Тарас Шевченко ангел украинского народа Поэт везде остается хозяином своего настроения, каждым своей строкой, каждым словом ограняет, совершенствует художественный мир основного замысла. Цельность всех его...
  19. Гоголь и Шевченко Гениальные представители двух родственных культур – русской и украинской. Каждый из них создал оригинальный поэтический мир, открыл новые пути искусства...
  20. Байрон в творческой концепции Тараса Шевченко Европейский романтизм, ярчайшими представителями которого являются Байрон и Шевченко, был не просто литературным направлением, а направлением, которое возникло полно в...
« Мольер: он не сразу стал знаменитым
Краткое содержание романа А. Дюма “Виконт де Бражелон” »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения