Конкретно-историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
«Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», — так писал Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний». Действительно, положение Чацкого на общественной лестнице может быть разным, но роль и участь всегда одна и та же: свой «мильон терзаний», непонимание, страдание, изгнание.
Чацкие не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу общественного развития, а значит, борьба нового со старым, передового с отжившим, здорового с больным продолжается. И это будет повторяться каждый раз при смене одного века другим. Так, грибоедовский герой появился в преддекабристский период прошлого века и стал прообразом «лишнего» человека, галерею которых продолжили Онегин и Печорин.
А Базаров, являясь символом шестидесятников, фактически завершил этот тип героев в литературе. Чацкий возвращается в Москву, в дом Фамусова, после нескольких лет отсутствия. За это время он учился, путешествовал, познакомился с передовыми людьми своего времени, «набрался» новых идей. Но общество, куда он вернулся, Москва живут прежними идеалами: Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два. Чацкий пытается навязать фамусовскому обществу передовые идеи. Так в произведении происходит смешение комического с трагическим.
С одной стороны, ирония, используемая Чацким для характеристики фамусовского общества , гротеск и гипербола, выбранные Грибоедовым для создания пародийного образа Репетилова («Зови меня вандалом.
Я это имя заслужил» или «Шумим, братец, шумим»), служат средством раскрытия основного конфликта пьесы — столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим». Речи Чацкого полны сарказма, они направлены на обличение косного общества, застывшего в своем развитии. Это общество выставило против Чацкого свое оружие — сплетню, с помощью которой расправилось с героем, объявив его безумцем, социально опасным человеком, и вынудило покинуть Москву.
Софья в конце комедии оказалась сама жертвой пущенной ею сплетни. Она увидела подлинную сущность человека, которого якобы любила, Молчалина. Таким образом, «Горе от ума» — это не только комедия, но и трагедия, так как трагичны судьбы героев, а конец произведения не оставляет никаких надежд на торжество передового. «Горе от ума» — комедия в литературе, а в жизни — это трагедия, так как все, изображенное Грибоедовым, актуально и в наши дни.
Поскольку произведение носило политический характер, то главный герой, «лишний человек» в своем обществе и в своем времени, немного отличается от «лишнего человека» Базарова, главного героя романа Тургенева, так как «Отцы и дети» — идеологический роман, основанный на идейных спорах. В центре романа — личность Базарова, «представителя детей», и все происходящее связано с тем, что герой, так же как и Чацкий, пытается навязать свои идеи, отстаивать свою правоту. Вся образная система романа подчинена раскрытию образа главного героя. Другие персонажи в той или иной мере оттеняют образ Базарова, являются его оппонентами в том или ином вопросе.
Главная роль в идеологических спорах, естественно, принадлежит Павлу Петровичу Кирсанову, наиболее яркому представителю «отцов» в романе. Некогда он был влюблен в графиню Р., но его любовь осталась безответной, Базаров же влюблен в Одинцову, но и его ждет та же участь. Базаров является единственным представителем «детей» в романе. Аркадий лишь временный попутчик, он, как и его отец, все старается идти в ногу со временем, но из этого ничего не получается.
Ситников и Кукшина — это пародия на передовых людей своего времени, нигилистов. Так Базаров, как и Чацкий, оказывается одинок, он так же противопоставлен «отцам», как Чацкий — фамусовскому обществу. Лагерь Базарова становится в романе все менее многочисленным. Сначала его покидает Аркадий, который находит свою любовь и обретает семейное счастье, повторив собой участь своего отца. Ситников, который кричит, что он продолжает «дело» Базарова, женится тем не менее на знатной женщине, у которой находится под каблуком, и отец им помыкает по-прежнему.
Система образов, так же как и открытый финал, наличие эпилога в произведении, служат выражением авторской позиции. В романе явно прослеживается антидворянская линия, о которой Тургенев писал в одном из своих писем к К. К. Случевскому. Открытый финал показывает, что Россия опять расправилась с передовым человеком своего времени, отдав предпочтение прошлому, устоявшемуся, а эпилог романа лишний раз подтверждает патриархальность дворянства, приверженность традициям, а также показывает несостоятельность его как класса, способного повести Россию вперед. Многие герои романа «Отцы и дети» пережили свою личную драму.
Одинцова едва выносила своего мужа, вышла за него по расчету. Так она поступит и во второй раз. Ей не суждено было полюбить, испытать глубокое чувство. «Анна Сергеевна была существо довольно странное», — пишет о ней Тургенев. У Павла Петровича было несколько минут счастья, а затем страдания от безответной любви длиною в целую жизнь. Николай Петрович тяжело переживал смерть жены, неудачи в ведении хозяйства, но он нашел свое счастье с простодушной Фенечкой, отдав предпочтение непреходящим, вечным ценностям.
Базаров отказывается от эмоционально-психологических отношений с женщиной, отвергает красоту природы, искусство, ко на самом деле повторяет путь Павла Петровича, с той лишь разницей, что, сделав признание и получив отказ, уезжает от Одинцовой, не уронив своего человеческого достоинства. Однако предсмертная просьба — послать нарочного за Одинцовой — подтверждает то, что человеческие чувства я ценности оказываются выше всяких политических идей и пристрастий. Личные трагедии обоих героев происходят из-за любви.
Именно это чувство помогает показать их простыми людьми, которым свойственны обыкновенные человеческие чувства, с их достоинствами и недостатками. Но любовь не спасает ни Чацкого, ни Базарова. Оба умерли для России, она не приняла их. Они ей были не нужны, так как оба героя являлись передовыми людьми своего времени, несущими новые идеи, мировоззрение, а общество предпочитает всегда старое, устоявшееся, испробованное, поэтому Чацкий и Базаров оказываются «лишними» в своем времени и кругу Но «лишние» люди появляются снова и снова, пытаясь бороться за правду » истину, но при этом их всегда ждет поражение. «Лишние люди» существуют во все времена, они будут появляться всегда при смене времен и поколений.
Таков закон жизни.
Конкретно-историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова