Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»
Автор: Маршалова Татьяна Ивановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №17 «Теремок » комбинированного вида р. п. Любытино Новгородской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы по теме «Осень. Деревья осенью «. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий , направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью «
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация «, «Художественное творчество «, «Здоровье «, «Познание «.
Цель:
Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью «. Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путем слияния двух основ.
Задачи:
Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
Уточнить понятия «звук «, «буква «, закрепить зрительный образ букв А, У.
Чтение звукосочетаний АУ, УА.
Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш » в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.
Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.
Закрепить понятие «слово «, «предложение «, упражнять в наращивании предложения.
Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.
Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.
Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.
Воспитывать контроль над своим произношением.
Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.
Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции осенних пейзажей; картина «Что перепутал Художник «; ванночки с растворенной гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью , полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.
Ход занятия:
Логопед входит с букетом листьев и напевает:
Листья желтые над городом кружатся,
Тихим шорохом мне под ноги ложатся…
Как вы думаете, о каком времени года я пела?
Какие признаки осени вы знаете?
Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.
Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, ее красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.
Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев?
Игра «Какой лист? » Лист клена — кленовый;
Рябины — рябиновый; ольхи — ольховый; осины — осиновый;
Березы — березовый; дуба — дубовый; липы — липовый.
Желтый цвет — это цвет, какого дорогого металла?
Значит, осень можно назвать какой?
Детям показывается слайд «Золотая осень «.
Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.
А еще, какая осень?
Ой! А тут художник что-то перепутал.
Игра «Что не бывает? И почему? «
Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить ее к бумаге.
Ладошка оставит след — листик. Если хотим получить листик березы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клена — разомкнуть. . Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы.
Желающие могут подпевать!
Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По небу вьются, летят
Птицы давно улетели,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
Какие у вас по цвету, листья получились?
Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет?
Почему? Кто им помог?
Как называется это явление в природе?
Выставляется картинка с изображением листопада.
Проговорите слово «листопад » и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нем?
Игра «Почини слово «. В этом вам помогут мои картинки — подсказки.
Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,
Звезда + падать = звездопад снегопадом и т. д.)
Снег + падать = снегопад
Камень + падать =камнепад
Игра «Подбери действие «.
Ветер что делает? , открывает ).
Листья что делают?
Физкультминутка
Дует, дует ветер, Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает. И летят листочки, Кружат по дорожке, Падают листочки Прямо нам под ножки. | Дети стоят и машут руками. Трясут кистями рук. Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. Приседают. |
Какой звук листья издают под ногами?
Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш «.
Развитие мимических мышц
Листья опали. Мы огорчились,
Удивились,
Рассердились
И улыбнулись.
Игра «Запомни и повтори цепочки слогов » Запомните и произнесите песенку листьев:
Ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.
Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш «. В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
Затем построчное отраженное произношение стихотворения.
Игра «Телеграф » Деление слов: «шепот «, «шорох «, «тишина » на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?
Игра «Где звук? » Работа на определение места звука «Ш » в этих словах.
Загадка: Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно это….. .
А теперь произнесите это слово ласково.
Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно?
А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова «.
Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.
Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый свое слово.
Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что?
А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова.
Какое предложение получилось у нас?
А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко.
Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.
И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.
Игра «Узнай по контуру » Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.
Назовите звуки, которые они обозначают.
Как мы называем такие звуки? Прочитайте, что написали облака
Игра «Подскажи словечко » Подбор слов на «А «, «У «.
Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.
Итог занятия, оценка работы детей. О чем говорили? Чем занимались?
Что нового узнали? Что понравилось?
Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как ее делали.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»