Конспект урока биологии для 8 класса «Кровь и кровообращение»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО | Нефедова Наталья Евгеньевна | |
2. | Место работы | МБОУ |
3. | Должность | Учитель |
4. | Предмет | Биология |
5. | Класс | 8 |
6. | Тема и номер урока в теме | Кровь и кровообращение |
7. | Предметная программа ее автор | А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. |
8. | Задачи урока | Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логически мыслить, находить закономерные связи Образовательные: рассмотреть особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями и установить, почему состав крови является важной характеристикой состояния организма. Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний. |
9. | Тип урока | Урок изучения нового материала |
10. | Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран, съемный носитель с презентацией; Бланки анализов крови ; Сводная таблица |
Учебник: биология 8 класс. Авторы: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. |
Введение федеральных образовательных стандартов основного общего образования во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, новых отношений ученик-учитель-родитель.
Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой возникают трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет хорошие результаты и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Задачи урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время | |
1 . Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Готовятся к началу работы | Приветствует уч-ся, проверяет их готовность к уроку. | 1 мин. | |
2. Актуализация опорных знаний | Воспроизведение материала, изученного на прошлом уроке | Уч-ся отвечают на вопросы учителя. | Организует устную работу уч-ся в форме беседы. | Вопросы: — Что такое внутренняя среда организма? — Значение крови в организме — Каков состав крови? — Что собой представляет плазма? — В каких случаях люди сдают кровь? — О чем нам может сказать анализ крови? | 7 мин. |
3. Создание проблемной ситуации | Создать ситуацию, чтобы уч-ся сами сформулировали тему урока | Знакомятся с анализом крови виртуального пациента и отвечают на вопрос: | |||
. Уч-ся приходят к мысли, что им не хватает знаний о форменных элементах крови и предполагают, что это и будет темой нашего урока. Тема урока сформулирована уч-ся: | |||||
. | Раздает каждому ученику карточку с анализом крови виртуального пациента и спрашивает: | ||||
. Учитель корректирует формулировку урока. | Карточка анализа крови: |
Содержание в 1мкл. | |
Эритроциты | 4,5 млн. |
Лейкоциты | 11 тысяч |
Тромбоциты | 200 тысяч |
Гемоглобин мг/100см крови | 12 |
СОЭ | 20 мм/ч |
2 мин.
4. Изучение нового материала
Выяснить роль форменных элементов крови и установить взаимосвязь строения и выполняемой функции.
1.Уч-ся в своих тетрадях рисуют сводную таблицу по форменным элементам крови.
2.Используя учебник, самостоятельно находят информацию о эритроцитах и заполняют таблицу.
3. Уч-ся проговаривают вслух информацию об эритроцитах, уточняют, при необходимости исправляют ошибки.
4. Используя учебник, самостоятельно находят информацию о лейкоцитах и заполняют таблицу.
5. Уч-ся прогова-ривают вслух информацию о лейкоцитах.
6. Используя учебник, самостоятельно находят информацию о тромбоцитах и заполняют таблицу.
7.Сверяют результаты сводной таблицы, которую заполнили сами с таблицей выведенной на экран учителем.
8.Используя полученные знания, делают выводы о состоянии здоровья виртуального пациента и устанавливают связь между строением форменного элемента и выполняемой им функции.
9. Выполняют упражнения для глаз.
1.Предлагает начертить сводную таблицу по форменным элементам крови.
2.Ориентирует уч-ся, где можно найти данную информацию в учебнике и выводит на экран слайд презентации об эритроцитах. Осуществляет общий контроль.
3. Предлагает обменяться найденной информацией, при необходимости корректирует ответы уч-ся.
4. Ориентирует уч-ся, где можно найти данную информацию, при необходимости указывает параграф и стр. в учебнике и выводит на экран слайд презентации о лейкоцитах. Осуществляет общий контроль.
5. Предлагает обменяться найденной информацией, при необходимости корректирует ответы уч-ся.
6. Ориентирует уч-ся, где можно найти данную информацию, при необходимости указывает параграф и стр. в учебнике и выводит на экран слайд презентации о тромбоцитах. Осуществляет общий контроль.
7. Выводит на экран заполненную сводную таблицу.
8. Предлагает сделать выводы о состоянии здоровья виртуального пациента и установить связь между строением форменного элемента и выполняемой им функции.
Почему это так важно? Потому что от этого зависит лечение
9.Организует физ. минутку для глаз.
Кол-во в 1мм. куб. крови
Продолжительность жизни
1.Слайд о эритроцитах.
2.Слайд о лейкоцитах.
3.Слайд о тромбоцитах.
5.Слайд — заполненная сводная таблица
Кол-во в 1мм. куб. крови | 4-5 млн. | 4 — 8 тыс. | 150 — 400 тыс. |
Двояковогнутый диск | Форма непостоянная | ||
Зрелые не имеют ядра, красного цвета, т. к. содержат гемоглобин | Содержат ядро, бесцветные, передвигаются как амеба. | Фрагменты крупных клеток костного мозга, без ядра. | |
Перено-сят кислород и углекис-лый газ | Защитная | Свертывают кровь, восстанавливают сосуды. | |
Продолжительность жизни | 120 дней | От 1 дня до нескольких недель | 5-8 дней |
Менее 4 млн. — малокровиеСнижение иммунитете — гемоглобин менее 12 гр. На 100 куб. см. | Более 8 тыс. — воспаление | Менее 150 тыс. — продолжительные кровотечения. |
18 мин.
5.Формирование умений и навыков
Научиться применять полученные знания, анализировать полученные результаты.
1.Заполняют пустой бланк анализа крови виртуального пациента на свое усмотрение.
2. Обмениваются бланками с соседом, делают выводы, оценивают работу друг друга.
Предлагает представить себя лаборантом и заполнить пустой бланк анализа крови виртуального пациента на свое усмотрение.
Раздает пустые бланки анализа крови, советует обменяться заполненными бланками.
5 мин.
6. Рефлексия
Установление правильности и осознанности изучения темы
1.Выполняют задание:
2. Выявляют ошибки, еще раз повторяют строение и функции форменных элементов крови.
1.Предлагает задание на нахождение соответствия. Выводится слайд на экран.
2.Предлагает обсудить качество выполнения задания.
Соотнесите понятия и их характеристику
Характеристика
1. эритроциты
1. Белок, переносящий кислород к клеткам и уносящий углекислый газ из клеток
2. Клетки крови способствующие ее свертыванию.
2. лейкоциты
3. Клетка крови в виде двояковогнутого диска.
4. Клетка крови, содержащая гемоглобин
3. тромбоциты
5. Фрагменты клеток, содержание которых в 1мкл крови составляет 150-400 тыс.
6. Вещество, придающее крови красный цвет
4. гемоглобин
7. Клетка крови, способная к фагоцитозу
8. Бесцветная клетка, непостоянной формы, имеющая ядро
5 мин.
7. Домашнее задание
1.Акцентировать внимание уч-ся на ключевых вопросах.
Записывают в дневнике № параграфа.
Читают вопрос на слайде, слушают комментарии учителя к творческому заданию
Записывает на доске параграф № 14, советует поработать еще раз дома со сводной таблицей. Предлагает поразмышлять над интересным вопросом вместе с родителями , дает комментарии к творческому заданию, советует привлечь свои знания по географии по теме
Слайд с творческим заданием: Ученые-медики заметили разницу в количестве эритроцитов в крови жителей равнин и гор. Как вы думаете, в чем эта разница заключается и чем она объясняется?
3 мин.
8. Итог урока
Еще раз повторить, что узнали на уроке и чему научились.
Выставить оценки
Высказывают оценоч-ные суждения, повто-ряют, что узнали, чему научились и с какими трудностями встрети-лись. Выставляют оценки в дневник.
Организует беседу о результативности урока.
Объявляет оценки.
Благодарит уч-ся за активную работу на уроке.
Слайд: биологический словарь новых терминов на уроке.
4 мин.
Конспект урока биологии для 8 класса «Кровь и кровообращение»