Конспект урока для 1 класса «Если ребенок боится»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 163»
Г. Саратова
Конспект урока для 1 класса
«Если ребенок боится»
Подготовила
Педагог-психолог
Цыцаркина
Владислава Валерьевна
Г. Саратов
2015 г.
Детские страхи
Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить.
В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые Дети испытывают Навязчивые страхи .
Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно усложняют жизнь-особенно.
Причины возникновения страхов
1. Биологическая предрасположенность-особенности свойств нервной системы ребенка-повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость.
2. Внутрисемейные причины — высокая тревожность родителей; особенности воспитания-многочисленные запреты со стороны родителей, гнев и угрозы в адрес ребенка, запугивание; семейные конфликты; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; личностные характеристики родителей.
3. Взаимоотношения со сверстниками — детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, он боится быть униженным.
4. Детская фантазия, развитое воображение — нередко ребенок сам придумывает себе предмет страха.
5. Конкретный случай, который напугал ребенка .
Типичные страхи
До 2 лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время: «Что это?» и «Кто это?». Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти «кто» и «что».
С 2 до 3 лет ребенок задает вопросы «Где?», «Куда?», «Когда?», «Откуда?». Возникают страхи высоты, глубины, пространства, темного времени суток.
От 3 до 4 лет с вопросом «Почему?» приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.
К 5-6 годам ребенок выходит на вопрос «Что будет?» и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: «А я не умру?», «А ты, Мама, не умрешь?».
Страх смерти приобретает все бОльшую глубину, становясь осознанным переживанием.
Перечисленные страхи носят временный характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития
Как реагировать
На детские страхи?
Также важно отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте Не является устойчивой чертой характера и относительно обратимы При адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности.
Что же делать и как реагировать родителям, Которые увидели, что ребенок что-то/ кого-то боится?
Не следует ругать или высмеивать ребенка за проявление страха-он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», замкнется в себе.
Если ребенок хочет поделиться с вами, поговорите с ним. Страх уменьшится или даже исчезнет, если есть с кем его разделить.
Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее.
Лучше всего-быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его об этом, чего он боится, что может случиться, вместе придумывать способы справиться с этой ситуацией.
Способы преодоления детских страхов
1. Изотерапия
Ребенку предлагаются лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. И звучит инструкция:
«Нарисуй свой страх»;
«Нарисуй, чего боишься»;
«Нарисуй, что тебе снится страшное».
Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа-воплощение силы и безопасности.
По окончании рисования предложите: «Давай превратим его в нестрашное» или «Нарисуй, что ты уже не боишься». Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость-пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ , проявить активную, противостоящую страху позицию
2. Игра
Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.
В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности : прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справлюсь.
В раннем возрасте изживанию страхов способствуют Известные всем жмурки, прятки, пятнашки.
В прятки можно играть С 2 лет — это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества.
В пятнашки и жмурки лучше играть С 3 лет — пятнашки снижают страх нападения и наказания, вырабатывается способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства.
Родителям Чрезмерно чувствительных и нервных детей Нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры , сюжетно-ролевые игры .
Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-Яги, Кощея в игре-драматизации.
Конспект урока для 1 класса «Если ребенок боится»