• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Конспект урока для 9 класса «Лингвистические парадоксы»

 

Конспект урока для 9 класса «Лингвистические парадоксы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7

Г. Вязьмы Смоленской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

№ 1 от 31 августа 201 г.

31 августа 201 г.

Утверждена приказом директора школы

От 17 сентября 201 г

№ 278/01-07

Принята педагогическим советом

МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

Протокол № 15

От

Конспект урока для 9 класса

Лингвистические парадоксы

Составила: Чижик Ирина Николаевна

Пояснительная записка

Жизнь требует того, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Лингвистика, наука о языкознании, может и должна помочь учащимся в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

Речевая культура — явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность — важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.

Элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися за курс основной школы, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ГИА. Уделено большое внимание развитию речи обучающихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Элективный курс предназначен для работы с обучающимися 9-х классов и рассчитан на 17 часов .

Цели курса:

— способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию обучающихся;

— помочь обучающимся в преодолении трудностей речевого поведения ;

— воспитать бережное, внимательное отношение к слову;

Задачи курса:

— развить творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности обучающихся;

— учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

— дать необходимые сведения о нормах литературного языка;

— обобщить полученные знания по русскому языку за курс 5-9 классов;

— активизировать внимание обучающихся к устной и письменной речи;

— подготовка к итоговой аттестации.

Изучение данного курса предполагает усвоение обучающимися лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка, что позволит им повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова, так как современный человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться к овладению богатствами национального языка.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности, более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Основные методы и приемы работы:

Лекция;

Беседа;

Объяснение учителя;

Создание проблемной ситуации;

Анализ текстов различных стилей и типов;

Анализ готовых образцов сочинений;

Работа с тестами ГИА;

Различные виды грамматического разбора;

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

Создание таблиц, схем, алгоритмов;

Обсуждение, диалог;

Написание и редактирование сочинений-рассуждений;

Самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;

Самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

В работе с обучающимися используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера.

Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ГИА , схемы, таблицы, компьютер.

По окончании курса учащиеся должны знать:

— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

Новизна курса состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

В результате изучения курса учащиеся должны

Знать:

— основные сведения о языке, речеведческие понятия;

— орфограммы и пунктограммы;

— стили и типы речи.

Уметь:

— определять стиль и тип текста;

— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

— производить все виды разборов;

— соблюдать нормы литературного языка.

Содержание программы

Языковая логика

Тема 1. Лабиринт.

Понятия лингвистика и парадокс . Стройность, логичность, четкость языка. Языковые парадоксы.

Тема 2.Узаконенные ошибки.

Случайности в жизни слов. Языковые ошибки. Неологичность, противоречивость языка.

Синонимия в грамматике.

Тема 3. О богатстве и гибкости языка.

Многозначность слов и синонимия форм. Гибкость языка. Языковая логика.

Драгоценное наследие

Тема 4. Коварство времени.

Непрерывное развитие, изменение языка. Отличия современного языка и языка Пушкина.

Тема 5. Судьбы слов.

Тесная связь языка и Мифов. Общность языков разных народов.

Тема 6. Творцы новых слов.

Основные закономерности развития языка. Происхождение новых слов.

Тема 7. Мы открываем континенты.

Парадоксы лингвистической географии: названия континентов, морей, океанов, городов.

Из глубины веков

Тема 8.Седьмой падеж?

Изменение языка вместе с развитием общества. Раскопки в языке.

Тема 9. Вокруг местоимения.

Происхождение местоимений. Связь древнерусского и современного языков.

Тема 10. Кем работает Мама?

Употребление существительных женского и мужского рода в названиях профессий.

Тема 11.Тайна грамматического рода.

Родовая принадлежность слова. Несоответствие грамматического рода и пола

Постоянный поиск

Тема 12.Два главных парадокса лингвистики.

Определение понятий предложение и слово с точки зрения литературных героев и ученых-лингвистов.

Тема 13. Сколько частей речи в русском языке?

Переход слов из одной части речи в другую. Гибкость языка.

Тема 14. Грамматика и языковые ошибки.

Несколько значений падежа. Количество падежей в русском языке.

На пути к совершенству

Тема 15. Истины и предрассудки.

Переход от бытовой и деловой речи к художественной. Борьба за богатство и чистоту языка.

Тема 16. Уроки истории.

Появление новых слов в языке. Употребление иностранных слов.

Тема 17.Средство скрывать мысли.

Многозначность слов. Соответствие формы и содержания в языке.

Учебно — тематический план

№

Темы курса

Количество часов

Практические занятия

1.

Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.

2.

Узаконенные ошибки.

0,5

0,5

3.

О богатстве и гибкости языка.

0,5

0,5

4.

Коварство времени.

5.

Судьбы слов.

0,5

0,5

6.

Творцы новых слов.

7.

Мы открываем континенты.

0,5

0,5

8.

Седьмой падеж?

9.

Вокруг местоимения.

0,5

0,5

10.

Кем работает мама?

11.

Тайна грамматического рода.

0,5

0,5

12.

Два главных парадокса лингвистики.

13.

Сколько частей речи в русском языке?

0,5

0,5

14.

Грамматические и языковые ошибки.

15.

Истины и предрассудки.

16.

Уроки истории.

17.

Средство скрывать мысли.

13,5

3,5

Календарно-тематическое планирование

№

Темы курса

Дата по плану

Дата фактич.

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.

Узаконенные ошибки.

О богатстве и гибкости языка.

Коварство времени.

Судьбы слов.

Творцы новых слов.

Мы открываем континенты.

Седьмой падеж?

Вокруг местоимения.

Кем работает мама?

Тайна грамматического рода.

Два главных парадокса лингвистики.

Сколько частей речи в русском языке?

Грамматические и языковые ошибки.

Истины и предрассудки.

Уроки истории.

Средство скрывать мысли.

Формы и средства контроля

Устные и письменные зачеты, тестирование.

Перечень учебно-методических средств обучения

Для учителя:

1.Волгина Н. С. Орфография и пунктуация.

2. Граник Г. Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Львова С. И. ГИА 2015. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. М., Эксмо , 2008.

4.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. М., Просвещение , 1988.

5.Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

6.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

7.Средства ТСО: ноутбук, проектор.

Для обучающихся:

1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.

2. 2. Граник Г. Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

4.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

5.Различные виды лингвистических словарей.

6. Коротченкова Л. В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. — Саратов: Лицей, 2014. — 80 с.



Конспект урока для 9 класса «Лингвистические парадоксы»

Другие сочинения по теме:

  1. Конспект урока для 8 класса на тему «Трапеция» Учитель: Юртина Ирина Вячеславовна. Город: Сургут, ХМАО — Югра Предмет: геометрия Класс: 8 Тема урока: Трапеция. Место урока в теме:...
  2. Конспект урока английского языка для 7 класса на тему «Travelling to England» Конспект урока Английского языка для 7 класса на тему «Travelling to England» Предмет: английский язык Класс: 7 класс Тема урока:...
  3. Конспект урока для 9 класса «Координаты вектора» Автор — Переяслова Наталья Владимировна, учитель математики МОУ СОШ № 57 г. Астрахань Предмет — геометрия 9 класс Учебно-методическое обеспечение:...
  4. Конспект урока для 6 класса на тему «Труд и творчество» Обществознание 6 класс Тема урока: Труд и творчество. Цели: 1 формировать представление детей о сущности творческой деятельности и Процессе творчества;...
  5. Конспект урока для 6 класса на тему «Понятие как форма мышления» Конспект урока Тема урока: Понятие как форма мышления . Цели и задачи урока: Обучающие — Познакомить учащихся с логикой —...
  6. Конспект урока английского языка для 4 класса по теме «School» Конспект урока английского языка для 4 класса по теме » School» Основная задача: Закрепление лексико-грамматического материала по теме «School» ,...
  7. Конспект урока по математике «Повторение ключевых тем курса математики начальной школы» 5 класс План-конспект конкурсного урока Организационная информация Учитель: Гудько Юлия Сергеевна Образовательное учреждение — МАОУ СОШ № 3 Предмет — математика Класс...
  8. Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Химический состав клеток. Органические вещества» Конспект урока биологии для 6 класса По теме «Химический состав клеток. Органические вещества» Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии Филиала МБОУ...
  9. Конспект урока информатики для 5 класса на тему «Хранение информации» Панюшкина Н. В. Хранение информации Авторы, разработчики: Панюшкина Наталья Владимировна Предмет Информатика и ИКТ Класс 5 классы Тип урока Комбинированный...
  10. Конспект урока для 5 класса «Создание анимации по собственному замыслу» Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС. Урок 31. Создание анимации по собственному замыслу. Планируемые учебные результаты:...
  11. Конспект урока для 9 класса на тему «Цитаты и основные способы цитирования» ПРЕДМЕТ : РУССКИЙ ЯЗЫК КЛАСС : 9 ТЕМА УРОКА : «Цитаты и основные способы цитирования» УЧИТЕЛЬ : Киселева Ирина Владимировна,...
  12. Конспект урока для 9 класса «Семейные правоотношения» Тема урока » Семейные правоотношения « Класс: 9 Тип : урок закрепления изученного материала Форма проведения урока: Практикум Цели урока...
  13. Конспект урока биологии для 8 класса «Кровь и кровообращение» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО Нефедова Наталья Евгеньевна 2. Место работы МБОУ Топкановская ООШ 3. Должность Учитель 4. Предмет Биология 5....
  14. Конспект урока для 6 класса «Любимые стихи, сказки, песенки» Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат для умственно отсталых «Южное Бутово» Конспект урока для 6 класса «Любимые стихи, сказки, песенки» Подготовила...
  15. Конспект урока для 7 класса «Орфографические словари» Приложение № 6 Конспект учебного занятия Город: Магнитогорск МОУ «СОШ»№ 66 Учитель Сафина Аниса Мансуровна Класс 7 Предмет Русский язык...
  16. Конспект урока русского языка для 4 класса «Формирование орфографической зоркости» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2100 Конспект урока русского языка для 4 класса «Формирование орфографической зоркости» Подготовила Учитель...
  17. Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Дикие животные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 442 Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Дикие животные»...
  18. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Части речи» Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Е. В. Архипова. Тема: Части речи Цель: повторение общих сведений...
  19. Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Грибы» Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка Конспект урока по...
  20. Конспект урока по английскому языку для 3 класса «Food land» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Начальная школа — детский сад №52» Конспект урока По английскому языку Для 3 класса Путешествие по...
« Анализ рассказа «Антоновские яблоки» И. А. Бунина
Художественные образы человеческих характеров в повестях Фраермана »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения