Конспект урока: «Гамлет». Проблема морального выбора и поступка в произведении
Цель : проанализировать действия 3, 4 пьесы, осветить особенности построения трагедии («промедление действия», «спектакль в спектакле»), очертить образ Офелии, развивать навыки анализа драматического произведения, воспитывать гуманистические взгляды на человека, мир.
Оборудование : репродукция картины Джона Эверета Милле «Офелия», сигнальные карточки, дополнение «Кому принадлежат слова», дополнение «Выбери правильные утверждения».
Тип урока : урок-диалог.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрашивание по теме Возрождения (ученики сигнальными карточками реагируют на утверждения об эпохе Возрождения).
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Формирование знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.
— Какая Цель у Гамлета?
— Почему он тянет с местью?
— Какие страдания и сомнения терзают Гамлета? Выразительное чтение монолога «Быть или не быть…».
— Какой жизненный выбор делает Гамлет?
— Каким образом он должен убедиться в вине Клавдия? (Спектакль «Мышеловка»).
— В чем заключается особенность композиции произведения? («Спектакль в спектакле»).
— Оправдались ли ожидания, которые принц возлагал на спектакль?
— Какое влияние она имела на короля?
— Почему Гамлет отказывается убивать Клавдия во время молитвы?
— Кто становится первой жертвой?
— Объясните слова Клавдия: «Тяжелый недуг надо лечить крепким лекарством». Какое лекарство он нашел для Гамлета?
— Какую роль сыграет Офелия в судьбе Гамлета?
Гронирование.
— Какие события привели к безумию Офелию?
— С образом Офелии в трагедии тесно связаны цветы. Что они символизируют? (Розмарин — символ памяти; братцы — символ раздумий, мудрости; рута — символ девичьего целомудрия и несчастливой любви, грусти, горя; фиалки — символ грусти, смерти, невиновности, скромности, беззащитности, преданности своей любви, знак смерти; роза — символ совершенства, вечности, красоты, любовь).
— Как складывается ее судьба?
— Кто виноват в ее смерти?
— При каких обстоятельствах погибла Офелия? Зачитайте.
— Какую роль здесь сыграют венки? (Венки — символ святости, счастья, успеха, девичества, и вместе с тем символ скорби, смерти. Верба — символ жизни, вдовства).
— Любил ли Гамлет Офелию?
Работа с репродукцией.
Работы Джона Эверета Милле прославлялись изысканным мастерством. Часто сюжеты своих картин он брал из пьес В. Шекспира. Так, картина мастера «Офелия» (1852) навевает множество ассоциаций с шекспировской трагедией «Гамлет».
Верба, которая нависла над ручьем, купая седые ветки, роскошный куст шиповника, камыш, химерическое сплетение скромных речных цветов выписанные в лучших традициях прерафаелитов и подчеркивают разнообразие жизненных красок. Яркая зелень оттеняет фигуру мертвой девушки, которая лежит в водах ручья.
Последние слова песни замерли на прекрасных устах. В ранах мертвой Офелии мы видим красную розу — символ пылкой любви. Вспомним, что брат Лаерт называл девушку «розой мая». Ольшанка, которая сидит в кустах, напоминает о песни Офелии «Милее всего ольшанка была». А в чистой, прозрачной воде, которая подчеркивает целомудрие юной леди, по течению плывут венки «как у невесты». «Цветы…».
Грусть и печаль будто разлиты в воздухе, создавая печальное настроение у зрителя.
Займи позицию: Офелия — хозяин своей судьбы? Все ли в жизни зависит от воли человека? А Гамлет — хозяин своей судьбы?
Инсценировка фрагмента «Инструмент» (действие 3 сцена 2).
— Кого из героев трагедии можно назвать инструментом, на котором играют?
— Как складывается судьба каждого из них? (Гибнут, попадаются в свои же ловушки).
— К какой мысли подводит нас Шекспир? (Человек несет ответственность за свои поступки).
V. Применение знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.
— Чья судьба вызывает у вас сочувствие? Почему?
— В чем заключается трагедия Офелии? Кто виноват в ее гибели?
— Можно ли назвать Офелию ренессансным идеалом женщины? Докажите.
— Всегда ли человек — хозяин своей судьбы?
— Докажите, что пьеса «Гамлет» по жанру является трагедией.
— В чем заключаются особенности композиции произведения?
VI. Домашняя задача.
1. Прочитать действие 5.
2. Ответить на вопрос: Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет? Кто гибнет в трагедии?
Конспект урока: «Гамлет». Проблема морального выбора и поступка в произведении