Конспект урока Информатики «Отношения между понятиями» 4 класс
Тема урока: «Отношения между понятиями»
Ахмадиева Любовь Леонидовна,
Учитель информатики и ИКТ,
МБОУ «СОШ №1» п. г. т. Уренгой Пуровского района, первая квалификационная категория, п. г. т. Уренгой Пуровского района ЯНАО
Цель: познакомить с симметричными и несимметричными отношениями между множествами
Задачи:
Обучающая: формировать понятие «множества», учить определять отношения между множествами, актуализировать понятие «симметрия»
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Развивающая: развивать навыки анализа и систематизации материала
УМК: Матвеева Н. Д. Информатика и ИКТ
Оборудование: компьютер учителя, проектор
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайд | |
1 | Организационный момент — Добрый день. Сегодня на уроке информатики мы совершим увлекательное путешествие по бескрайним просторам Африки. Раз, два, три — полетели. А вот и тема урока | Слайд 2 Слайд 3 | |
2 | Актуализация знаний — Как вы считаете, чему мы должны сегодня научиться, с чем мы должны сегодня познакомится? | — Мы должны узнать, какие отношения существуют между понятиями — Мы должны научиться определять отношения между понятиями | Слайд 3 |
— А что такое понятие? | — Понятие — это, то как человек воспринимает окружающий мир | Слайд 3 | |
— А какие отношения между понятиями мы уже изучали? | — Включение, пересечение | Слайд 3 | |
— В каких отношениях находятся данные понятии? | — Понятия «бегемот» и «слон» включены в понятие «звери» | Слайд 4 | |
— Покажите на диаграмме Эйлера это отношение — Сверим правильность выполнения | Работают в тетради | Слайд 5 | |
3 | Изучение нового материала — А как можно показать отношения между понятиями «звери», «слон» и «бегемот» на схеме | Предлагают свои варианты. | Слайд 6 |
— А почему от понятия «звери» идут стрелки к понятиям «бегемот» и «слон» -Как называются понятия, в определение которых можно включить другие понятия? | — Потому что понятие «звери» более емкое по своему значению, оно включает в себя понятия «слон» и «бегемот» — Родовые | Слайд 6 | |
— А почему понятия «слон» и «бегемот» стоят рядом? Почему мы не поставили стрелку от бегемота к слону или наоборот? | — Потому что слон и бегемот — звери — Понятия «слон» и «бегемот» — видовые понятия | Слайд 6 | |
— Посмотрите на схему. Расскажите, какие отношения могут быть между видовыми и родовыми понятиями? | — Отношения между понятиями могут быть симметричные и несимметричные. Несимметричные отношения — это отношения между родовыми и видовыми понятиями Симметричные отношения — это отношения между видовыми понятиями | Слайд 7 | |
— А что такое симметрия? | — Симметрия — это когда объект можно разделить на две одинаковые половинки в зеркальном отражении | Слайд 8 | |
— Вернемся к нашей схеме. Где на схеме симметричные понятия? А где — несимметричные? | — Отношения между понятиями «звери» и «слон» — несимметричные — Отношения между понятиями «звери» и «бегемот» — несимметричные — Отношения между понятиями «бегемот» и «слон» — симметричные | Слайд 9 | |
5 | — Молодцы! Мы славно потрудились, давайте продолжим прогулку по Африке. Встаем на физминутку, повторяем за мной движения и слова — Мы охотимся на льва, — Не боимся мы его — У нас большой пистолет — И острый меч! — Ой, что это? — Ой, кто это? — Это река. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь — дорога напрямик. Поплыли. — Ой, что это? — Ой, кто это? — Это болото. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь — дорога напрямик. Попрыгали. — Ой, что это? — Ой, кто это? — Это же лев!!! Ой, боюсь-боюсь! Побежали обратно… — Болото… — Река… — Славно поохотились! | Шагают на месте — Мы охотимся на льва — Не боимся мы его Показывают «пистолет» — У нас большой пистолет Показывают меч — И острый меч! — Ой, что это? — Ой, кто это? Изображают плавание — Ой, что это? — Ой, кто это? Изображают перепрыгивание через кочки «Бегут»обратно «Перепрыгивают кочки» «Плывут» | |
6 | Закрепление изученного — Смотрите, а лев-то нас догнал… — И как же быть?.. Я думаю, мы должны выполнить задания льва. Нам необходимо определить в каких отношениях находятся загаданные львом понятия | Слайд 10 Слайд 11 — 12 | |
7 | Итог урока — Молодцы! Вот мы и вернулись из путешествия в наш поселок. — Что мы изучили на сегодняшнем уроке? | Ответы детей | Слайд 13 |
8 | Домашнее задание | Слайд 14 |
Конспект урока Информатики «Отношения между понятиями» 4 класс