Конспект урока истории в 7 классе «Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»
«Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»
Конспект урока истории в 7 классе
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающая: выяснить причины появления на исторической сцене Лжедмитрия I, изучить его деятельность, выяснить причины его падения; познакомить учащихся с деятельностью Василия Шуйского, выяснить, почему его правление не закончило Смуту; рассмотреть ход и итоги восстания Болотникова.
Развивающая: развивать навыки работы с учебником, исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в Смутном времени, воспитывать патриотические чувства.
Основные понятия: Смутное время, гражданская война, самозванчество, крестоцеловальная запись
Оборудование урока: учебник , ноутбук, проектор, презентация
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам
1) Что такое Смутное время? Вспомните и назовите его причины и особенности.
2) Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3) Почему на престол был избран Борис Годунов? Что вам известно о его личности? Зачитайте его характеристику
4) Назовите удачи и неудачи правления Бориса Годунова. Можно ли его назвать хорошим царем? Почему в итоге народ оказался им недоволен?
3. Изучение нового материала
План: 1. Лжедмитрий I
2. Царь Василий Шуйский
3. Восстание под руководством И. И. Болотникова
1. Лжедмитрий I.
В 1602 г. в Польше появился самозванец . «Открылся» он о своем происхождении, находясь «при смерти», и поляки сразу же решили это использовать. И сегодня ученые спорят, кем же на самом деле был человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.
Лжедмитрий принес присягу польскому королю Сигизмунду, обещал жениться на дочери воеводы Мнишека, а ему отдать часть русских земель. Поляки поддержали его .
В 1604 г. Лжедмитрий вступил на территорию России . Войско его росло как на дрожжах. Почему же народ был недоволен Борисом Годуновым? .
В 1605 г. войско самозванца было разбито царскими войсками . Однако уже в апреле Борис Годунов скончался и царское войско перешло на сторону Лжедмитрия , который победоносно вступил в Москву. Началось правление «Дмитрия Иоанновича» . Среди москвичей же Лжедмитрий получил прозвище «странный царь».
Почему? Познакомьтесь с текстом параграфа 2 и дайте ответ на этот вопрос.
В 1606 г. Лжедмитрий был убит. В чем причины его падения? . Мог ли Лжедмитрий действовать по-другому или его падение было неизбежно?
2. Василий Шуйский
После смерти Лжедмитрия новым царем стал Василий Шуйский . По словам современников, он был «выкликнут» царем. Как вы думаете, что это значит?
Что вам известно о личности Василия Шуйского?
При восшествии на престол Василий Шуйский дал народу «крестоцеловальную запись» . Прочитайте и раскройте смысл этой записи. Можно ли считать, что эта запись ограничивала царскую власть? В. О. Ключевский считал так:»Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» . Согласны ли вы с этим?
Какой аналогичный документ из истории Европы вам известен?
Как вы думаете, все ли население России устраивал «боярский царь»? Кто и почему мог быть им недоволен? . Таким образом, царь Василий Шуйский имел слишком много противников.
Его избрание не успокоило народ и не прекратило Смуту.
3. Восстание И. И. Болотникова
Противники Василия Шуйского присоединились к новому народному вождю — Ивану Исаевичу Болотникову, человеку с интереснейшей судьбой . «Знаменем борьбы» стал некто Михаил Молчанов, выдававший себя за чудом спасшегося уже Лжедмитрия. Болотников привлекал народ на свою сторону «прелестными письмами», обещая избавление от тягот. Под Москвой основные силы Болотникова были разгромлены и он отступил к Калуге.
Окончательно восстание было разгромлено летом 1607 г. . Как вы думаете, почему Болотников не сумел одержать победу?
С разгромом восстания Болотникова Смута на Руси не закончилась.
4. Закрепление материала
На основе изученного сегодня материала давайте составим в тетради хронологическую таблицу этого этапа Смутного времени
Событие | Результат и значение |
5. Домашнее задание:
§ 2-3: вопросы.
Конспект урока истории в 7 классе «Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»