Конспект урока ИЗО «Познание православной культуры из сферы народного творчества»
Конспект урока ИЗО Познание
Православной культуры
Из сферы народного Творчества
Поясни тельная записка.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
В детском творчестве находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Все детское творчество вызвано к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детское творчество помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков
К детскому творчеству как средству языковой характеристики народа обращались В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии.
Общая характеристика факультатива.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров — умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии — все это являют нам творения народных умельцев. Проведение данных занятий включает в себя следующие аспекты: . Знакомство с историей Праздника.
Пасха Христова
Рождество Христово
Благовещение
Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы
Троица
Житие преподобного Сергия Радонежского
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Житие святителя Пантелимона
День ангела
Дни Творения
Вводное занятие
Знакомство с традицией празднования. Например, на Пасху красить яйца, печь куличи; на Благовещение — выпускать на волю птиц, печь печенья, пряники в виде птиц; на Троицу — украшать Дом веточками березы; на Рождество — ставить дома елку и т. д Праздники — это своеобразные рубежи жизни, на них ориентируются, к ним готовятся. Взрослые и Дети живут в ожидании хорошего праздника — веселого, нарядного, дружественного. Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и творчества в различных видах деятельности.
Это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники ─ часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним.
Обращение к Православию необходимо.
Праздники должны приобщать детей к родной культуре, к народному творчеству, традициям, важнейшей частью которых являются именно православные праздники.
Методические приемы, которые применяются для подготовки и проведения православного праздника в общеобразовательной начальной школе многообразны. Они характеризуются не только деятельностью взрослого, приобщающего ребенка к православной культуре, но и деятельностью обучающего ─ его знаниями и умениями.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее ее тоже должно быть великим.
Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину — мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на ее долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закаленная, благородная и прекрасная страна. И сердце ее великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды.
От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы не просто было красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно — эстетического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в ее природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся умений добывать знания
метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче
целесообразное использование мыслительных операций
развитие мышления, речи, воображения, воспитания и других познавательных процессов
Обозначенные цели направлены на духовно — нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов Литературное чтение
Основы духовно — нравственной культуры народов России
Народное творчество
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа .
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива Народное творчество
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно — исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе Универсальные учебные действия
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
Личностно ориентированное обучение ;
Природосообразность ;
Педоцентризм ;
Культуросообразность .
Цель кружка : знакомство с православной культурой через истоки русского народа, его традиций.
Задачи кружка: Дать общее представление о содержании и объеме понятия народное творчество
Развивающая: Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории
Воспитательная: Воспитывать чувство национальной гордости За свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Содержание программы.
Поурочно — тематическое планирование кружка Народное творчество
Название темы и раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ИКТ | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Старинный русский быт | |||||
1 | Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. | 2 | -познакомить с особенностями крестьянской одежды; — сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | + | |
2 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. | 2 | -разучить несколько наиболее известных игр | + | |
Русские народные праздники | |||||
3 | Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. | 3 | -сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы; -нарисовать картину на тему осенней ярмарки; | + | |
4 | Зимушка — зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. | 4 | -разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. -нарисовать картину на тему | + | |
5 | Весна — веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. | 3 | -воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -разучить игры с катанием пасхальных яиц; -нарисовать картину на тему | + | |
6 | Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. | 3 | -разучить песни о завивании березки, хороводы; -научиться плести венки; -нарисовать картину на тему | + | |
Русские народные куклы | |||||
7 | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности | 1 | Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. | + | |
8 | Кукла на картонной основе. | 4 | Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Практическая часть . Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. | + | |
Русские народные игры | |||||
9 | Наиболее популярные детские игры. | 3 | -разучить несколько игр . | + | |
Народные песни, загадки, пословицы | |||||
10 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы | 3 | -разучить насколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. | + | |
Народные танцы | |||||
11 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 4 | -разучить хороводы, игры — хороводы. | + | |
12 | Заключительный | 1 | -выставка выполненных работ; -обобщение пройденных тем. | + |
Поурочно — тематическое планирование кружка Народное творчество
Название темы и раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ИКТ | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
Старинный русский быт | ||||||
1 | Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. | 1 | -познакомить с особенностями крестьянской одежды; — сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | + | ||
2 | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | 1 | -продемонстрировать устройство крестьянской избы ; -показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской. | + | ||
3 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | 1 | -оценить достоинства традиционной русской кухни; -уметь приготовить несколько простейших блюд . | + | ||
4 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. | 1 | -разучить несколько наиболее известных игр | + | ||
Русские народные праздники | ||||||
5 | Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. | 3 | -сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы; -нарисовать картину на тему осенней ярмарки; -показать сценку с куклами | + | ||
6 | Зимушка — зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. | 4 | -разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. -нарисовать картину на тему | + | ||
7 | Весна — веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. | 3 | -воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -научиться печь блины, красить пасхальные яйца; -разучить игры с катанием пасхальных яиц; -нарисовать картину на тему | + | ||
8 | Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. | 3 | -разучить песни о завивании березки, хороводы; -научиться плести венки; -нарисовать картину на тему | + | ||
Русские народные куклы | ||||||
9 | Народная кукла. Русские обряды и традиции. | 2 | Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. | + | ||
10 | Бесшовные куклы. | 3 | Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. | + | ||
11 | Техника — продевания: | , | 3 | Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол. Традиционные приемы изготовления куклы. Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол. | + | |
Русские народные игры |
Наиболее популярные детские игры. | 2 | -разучить несколько игр . | + | |
Народные песни, загадки, пословицы | ||||
13 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы | 2 | -разучить насколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. | + |
Народные танцы | ||||
14 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 4 | -разучить хороводы, игры — хороводы. | + |
15 | Заключительный | 1 | -выставка выполненных работ; -обобщение пройденных тем. | + |
Конспект урока ИЗО «Познание православной культуры из сферы народного творчества»