Конспект урока МХК для 10 класса
Конспект урока МХК по теме «Готический собор — образ мира » Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М. Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе по теме «Готический собор — образ мира «. На уроке учащиеся знакомятся со спецификой и образной системой готической архитектуры. Соответствует всем действующим учебникам МХК для 10 класса.
Тема урока: Готический собор — образ мира. Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощенных в архитектуре собора.
Задачи урока:
1. расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство со спецификой и образной системой готической архитектуры;
2. развитие у учащихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал ;
3. постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, сохраненных в архитектурных памятниках.
Ход урока1.Пролог. Звучит музыка «Пришла пора соборов кафедральных…»
Средневековье… Какими словами его только ни называют: и темное, и мрачное, и жестокое, и невежественное… Все так, но в каждом городе при этом непременно готический собор строился, да такой, что всех жителей разом вместить мог, а у современных туристов при виде такого чуда до сих пор дух захватывает. Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли.
Глубокую мысль высказал великий композитор Альфред Шнитке: готический собор — всегда некая модель мира.
Актуализация личностных смыслов, знаний, сложившихся представлений о готике, выявление эмоционального отношения к готическому искусству.
— Какие смыслы звучат для вас в словах «готика», «готическое искусство»?
— Какие ассоциации возникают у вас, какое эмоциональное отношение вызывают эти слова?
— Пользуясь текстом учебника, дайте краткие ответы на вопросы:
Откуда произошло название готика и когда оно закрепилось за искусством этого периода?
Обозначьте временные границы готического искусства.
В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Какой стиль ему предшествовал?
2.Романский и готический стили. Сопоставление. С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен вмещать все население города.
Часто соборы строились и перестраивались очень долго, и теперь мы можем увидеть черты разных архитектурных стилей в одном сооружении.
Просмотр видеофрагмента «Кентерберийский собор». Задание перед просмотром:
— В чем отличие романской и готической частей собора? Каковы ваши впечатления от готического собора?
— Почему готический стиль стал «революционным» для того времени?
Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.
3.Секреты готического мастера. Знакомство с архитектурными особенностями готического стиля. Вертикаль как воплощение идеи Вознесения.
Кафедральные соборы должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
Показ интерактивной модели готического храма (ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Конспект урока МХК для 10 класса