Конспект урока на тему «Что такое информация. Информационные процессы»
Что такое информация. Информационные процессы
Цели: Познакомить учащихся с понятием информации, информационных процессов; научить приводить примеры информационных процессов в природе, обществе и технике.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
— что такое информация, информационные процессы. Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры информационных процессов в природе, технике и обществе.
Программно-дидактическое обеспечение: Плакаты, схемы, чертежи.
Ход урока
I. Постановка целей урока
Почему у термина «окружность» одно определение, а у термина «информация» много?
Какие процессы можно назвать информационными?
Обрабатывает ли дверной замок информацию?
II. Проверка домашнего задания
Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.
Середина XVI века Владение навыками использования различных технических уст-в
Информационное общество Открытие электричества
Конец XIX века Развитие промышленности
Информационная культура Увеличение доли умственного труда
Индустриальное общество Персональный компьютер
Первая информационная 70-е Годы XX века
Книгопечатание Проблема информационного общества
Информационное неравенство Появление письменности
III. Изложение нового материала
1. Введение понятия «информация»
Вы все хорошо представляете себе картину окружающего вас мира. Его важнейшими сущностями являются вещество, энергия и информация. На предыдущем уроке вы записали, что такое «информация» с оговоркой, что это всего лишь понятие, а не строгое определение.
Вам также было сообщено, что понятиями наука пользуется в тех случаях, когда разные люди при разных обстоятельствах вкладывают в них разный смысл.
Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке, жизни.
Поэтому рассмотрим понятие информации с разных точек зрения и попробуем определить общие черты.
Упражнение 1
Попросите детей попробовать сформулировать понятие информации в различных науках.
Подсказка:
Математика: информация — это сведения, которые человек создало помощью умозаключений;
Биология: информация — это генетический код человека;
В обычной жизни: информация — это сведения, сообщение, осведом Ленность о положении дел;
В толковом словаре Ожегова информация — это:
Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Подобно поговорите о понятии информации в информатике в виде диалога с помощью следующих наводящих вопросов:
Кто или что работает с информацией с точки зрения информатики?
Что для человека значит информация?
Что такое информация с точки зрения вычислительной техники?
Таким образом, информация в информатике — это:
Информация — это знания человека , которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.
Определение информации
Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют это разные подходы.
Упражнение 2
Попросите детей найти эти общие черты, используя наводящие вопросы:
Что нужно сделать, чтобы информация появилась?
У меня есть некоторая информация . Что я могу с ней сделать?
Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать?
Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга?
Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информации ?
С помощью чего информация передается ?
Как информация добирается до получателя ?
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
2. Информационные процессы
Вспомнив определение информатики , вы поймете, что как раз информационные процессы являются предметом информатики. Как же происходит передача, хранение и обработка информации?
Передача, обработка и хранение информации происходят в форме сигналов или знаков.
Сигналы можно разделить на несколько типов:
По физической природе ;
По способу восприятия .
Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шифры, ноты и т. д.
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
Передача информации происходит по следующей схеме:
Канал Связи Информация ► Информация
Помехи
Пояснение: примеры приводятся учащимися и записываются на схеме.
Обработка информации — это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.
Модель этого процесса:
Любая информация имеет источник и приемник. .
Как связаны понятия «информация» и «данные»
Упражнение 3
Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче; «В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы: 1 — Солнце, 2 — Луна, 3 — Марс 4 — Меркурий, 5 — Юпитер, 6 — Венера, 7 — Сатурн, 8 — Уран, 9 — Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету.
24.10.1989 = 2+4+1+0+1+9+8+9=34=3+4=7 — Сатурн
Входная обработка выходная
Информация информация
Пояснение к упражнению: условие задачи заранее написать на доске; ученики определяют каждый «свою» планету в тетради и результат объявляется вслух.
Развитие человечества не было бы возможно без сохранения знаний. В результате мы так много знаем о минувших веках. Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира.
А память человека — великолепное устройство для хранения полученной информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить ее помимо памяти одного человека. Необходим какой-либо материальный объект, предназначенный для хранения информации — носитель информации.
Хранение информации — это ее накопление на различных носителях.
Носитель информации — среда для записи и хранения информации:
Любой материальный предмет;
Волны различной природы;
Акустические носители;
Электромагнитные носители;
Гравитационные носители;
Вещество в различном состоянии;
Компьютерные носители.
Упражнение 4
Привести примеры носителей информации и записать несколько из них. Подсказка:
Стены пещер, скалы;
Узелки на веревке;
Глиняные, деревянные, восковые таблички, кожа, папирус, береста и бумага;
Печатные книги;
Фото — и кинопленка;
Магнитная лента;
Магнитные и оптические компакт-диски; — световая волна;
Температура;
Давление и т. д.
Но просто сохранить информацию недостаточно. Ее необходимо организовать, чтобы быстро найти нужные сведения. Примерами организованного хранения информации являются записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги.
Это наиболее эффективно Организованное хранение информации.
Упражнение 5
Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
Процесс | Передача | Lie хранится | Как обрабатывается | |
Источник | Приемник | |||
Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки | Другое животное | Другое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его | ||
Мы смотрим новости по телевизору | Телевизор | |||
Банк располагает данными о своих вкладчиках | База данных «Вкладчики» | Банковский служащий | На дисках компьютера или на бумаге | Процессором по специальной программе |
Петя решает задачу по математике | Учебник математики | На бумаге в виде текста | С помощью математических действий | |
Петя играет в компьютерную игру | Компьютер | На диске в виде программы | Процессором по специальной программе | |
Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны | Препятствие | Мозгом мыши | ||
Автоматическое управление полетом ракеты | Компьютер | Бортовым компьютером | ||
Открытие двери ключом | В форме ключа | Если форма ключа совпадает с формой отверстия замка, то ключ в замке поворачивается |
Упражнение 6
Приведите примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией .
IV. Закрепление изученного
Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Ответьте на них еще раз.
Конспект урока на тему «Что такое информация. Информационные процессы»