Конспект урока на тему «Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сокольского муниципального района
Детский сад общеразвивающего вида №17 Радуга
Конспект урока на тему
Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой
Подготовила воспитатель
Прохорова Светлана Акиндиновна
Город Сокол 2015 год
Образовательные области
Познание, Коммуникация, Социализация, «Художественное творчество»
Цель: создание у детей интереса к творчеству вологодской поэтессы Т. Петуховой.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с творчеством Т. Л. Петуховой, расширяя представления об осени;
Развивающие:
Развивать поэтический вкус дошкольников, диалогическую речь, выразительность речи;
Развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников;
Упражнять в умении работать в парах, совершенствовать навыки сотрудничества.
Воспитательные:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи поэтессы;
Воспитывать гордость за талантливых земляков, интерес к культуре родного края, уважение к людям, прославившим наш край.
Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку, разучивание стихов Т. Петуховой, беседы об осени,
Разучивание песни «Черный кот» с движениями.
Привлечение родителей к знакомству с творчеством Т. Петуховой.
Подготовка к занятию:
Портрет поэтессы Т. Петуховой;
Картинки на тему «Осень» к стихам;
Заборчик, маски помидора и капусты, осенние листья, игрушка Кот, зонт, украшенный листьями, корзина с овощами,
Листы бумаги, клей-карандаши, обложка книги,
Мультимедиапроектор;
Запись песни «Осенний танец»( сл. Т. Петуховой, муз. А. Гуляевой, шум дождя, музыка песни «Черный кот» ( сл.
Т. Петуховой, муз. М. Петуховой)
Видеопрезентация «Осень»
Ход:
1. Воспитатель : Дети, мы с вами недавно ходили на экскурсию. Где мы побывали?
Дети: В библиотеке.
Воспитатель : Что мы там видели?
Дети: книги, журналы.
Воспитатель : С кем познакомились?
Дети: с библиотекарем.
Воспитатель: О чем рассказали библиотекари?
Дети: о книгах, как сделана книга, как книги беречь и т. д.
Воспитатель: Вам понравилось в библиотеке?
Дети: да
Воспитатель: Как мы можем отблагодарить библиотекарей за интересную экскурсию?
Дети: купить подарок, что-нибудь подарить и т. д.
Воспитат Ель: Какой самый ценный подарок будет для библиотеки?
Дети: книга
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать книгу своими руками и подарить библиотеке. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Что же мы поместим в книжку? Про что она будет?
Дети: стихи, рисунки и т п.
Воспитатель : Ребята, мы с вами познакомились замечательным человеком . Вы узнали, кто это?
Дети: Это вологодская поэтесса Татьяна Петухова.
Воспитатель : Что пишет Татьяна Леонидовна?
Дети: Стихи для детей.
Воспитатель : Вам нравятся стихи поэтессы? Чем они вам нравятся?
Дети: Стихи нравятся. Они про детей, про природу, про осень.
Воспитатель: Чтобы создать книгу, мы оправимся по следам стихов Т. Петуховой
2 часть:
По тропинке, по дорожке,
Взявшись за руки пойдем.
И стихи Татьяны Петуховой
Обязательно найдем.
Воспитатель : Дети, где мы с вами оказались?
Дети: в огороде
Воспитатель: Что делают осенью в огороде?
Дети: Собирают урожай, делают запасы на зиму.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру Доскажи словечко. Угадайте, какие овощи выросли на грядках:
Рос, подрастал сорванец
И вырос большой……
Дождик. солнышко люблю.
Я люблю где воздух чище!
Большой вырос… .
Под лучами солнышка
Твои округляться бока.
Станешь сочна и крепка.
Будешь ты хороша
Для моего борща!
Побежали в огород
Там в большие миски
Нарвали мы…
Попадет она на зуб
Только слышно….
Распахнет в жару стручок
Свой зеленый пиджачок.
Посмотри-ка, посмотри,
Что за пуговки внутри?
Проще нет отгадки:
Там — ….. .
Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали.
Воспитатель : Ой, кажется, я слышу чей — то разговор на грядке. Кто это разговаривает?
Дети: помидор с капустой.
Чтение ребенком стихотворения Разговор на грядке
— Загорелый помидор
Завел с капустой разговор:
— До чего ж ты бела,
Совсем не загорелая.
— Как могу я загорать,
Если платьев сорок пять!
Пока снимаю платьица,
Солнышко закатится!
Беседа по содержанию стихотворения:
— Почему помидор назван загорелым?
— Как разговаривает помидор с капустой?
— Как отвечает капуста помидору?
— Как можно назвать капусту если платьев сорок пять?
Воспитатель: Давайте попробуем обыграть это стихотворение и назовем сценку Модница.
Детям на голову надеваются шапочки помидора и капусты. Разыгрывается сценка. Поощрение.
Воспитатель:
Что за шорох? Что за страх?
Кто — то прячется в кустах,
Страшно листьями шуршит,
Страшно ветками шумит.
Воспитатель : Кто же это? Посмотрим.
Воспитатель: Ах, вот кто здесь прятался! Споем песенку про кота. Исполняется песня Черный кот с движениями
Нам сегодня у ворот
Повстречался черный кот.
От усов и до хвоста —
Весь сплошная чернота!
Розоватый только нос,
У кота пушистый хвост,
Желтоватые глаза,
Для мышей — гроза! Мяу!
Берегитесь, мол, кота,
Зубки остры у кота,
Притаился у куста
Кот, наверно, неспроста!
До чего же черный кот,
Может в баню не идет.
От усов и до хвоста
Весь сплошная чернота!
И решили мы тогда
Сами вымоем кота.
Мыли мылом и мочалкой,
Кот мяукал, но терпел.
Только после нашей бани,
Только после бани,
Кот ничуть — не побелел! Мяу!
Воспитатель: Какие замечательные стихи у Татьяны Петуховой, что композитор сочинил музыку.
Воспитатель: Кажется, зря вымыли кота, ведь коты любят мыться….
Воспитатель: Давайте отпустим кота, пусть бежит своей дорогой, а мы дальше пойдем.
Дети идут, взявшись за руки, и под музыку попадают в «осенний лес»
На экране появляется осенний пейзаж, на полу разбросаны осенние листья.
Воспитатель: Куда мы с вами попали?
Воспитатель : Какие приметы осени вы знаете?
Дети : на деревьях листья меняют цвет, опадают, солнце светит реже, идут дожди, птицы улетают в теплые края, люди одеваются теплее.
Воспитатель : А чем богата осень?
Дети: красками, урожаем.
Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, присядем и отдохнем.
Дети садятся на стулья, на экране сменяются осенние пейзажи.
Воспитатель : Во все времена многие художники изображали на своих картинах осень, многие поэты посвящали ей стихи. У вологодской поэтессы Татьяны Петуховой тоже есть замечательные стихи про осень. Мы их с вами знаем и сейчас расскажем.
Дети читают стихи про осень.
— По лесу гуляет осень
Краше этой нет поры.
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
Воспитатель: О каких щедрых дарах идет речь в стихотворении?
Дети : грибы, ягоды.
Полина знает еще одно стихотворение про дар осени.
» Дар осени».
— Осеннее болото
Наряжает кто — то
Снова платье новое,
С бахромой зеленое,
А на нем горошины,
Точно бусы брошены.
Алые, блестящие,
Клюковки хрустящие,
Ты с поклоном собирай,
Дарит их родимый край.
Воспитатель : Про какой дар леса говорится в стихотворении?
Дети : про клюкву
Воспитатель: Вы пробовали лесную ягоду — клюкву? Какая она на вкус?
Дети: кислая
Воспитатель: Клюква полезна, в ней много витаминов.
Юля знает стихотворение про осень.
«Осень»
Красавица осень пришла
И принялась за дела.
Деревья сменили наряд
И закружился листопад.
Листья нарядные, разные,
Багряные желтые, красные.
Листья летят и летят
И улетая, кружат.
Но не вернутся назад
И опустеет наш сад.
Вопросы к детям:
— Почему поэтесса называет осень красавицей?
— Какое настроение возникает у вас в начале стихотворения?
— Какие цвета нашла Т. Л. у осени?
— Листья багряные? Как вы понимаете эти слова?
— В конце стихотворения говорится «и опустеет наш сад». Что с ним случится?
Воспитатель : Отдохнули? А в лесу-то как хорошо! Давайте погуляем.
Сколько листьев нападало, выберите себе красивый листочек. Потанцуем с ним.
Танец Осенний листок .
Под конец танца слышен сильный шум дождя.
Воспитатель : Дети, что это шумит? Прячьтесь под мой зонтик.
Дети встают под зонт, слушают шум дождя, который постепенно стихает.
Ливень.
— Кажется, дождь кончился. Арина знает стихотворение про зонтик.
«Зонтик»
3 часть:
Воспитатель : Вот и закончилась наша Прогулка. Какие стихи мы сегодня услышали? Кто автор этих стихов?
Дети: Про осень, написала поэтесса Татьяна Петухова.
Воспитатель : Значит, какую книгу мы с вами можем создать?
Дети: Осень
Обложка книги уже готова , а вы будете оформлять странички.
— Ребята, я предлагаю вам поработать в паре. На столах лежат картинки, карандаши. Подойдите к столам и догадайтесь, к какому стихотворению вы будете заполнять страничку.
Дети выбирают пару, называют стихотворение и начинают заполнять страницы книги.
Работа детей.
Воспитатель : Дети, у нас получилась книга?
Воспитатель : Как вы думаете, Почему у нас получилась замечательная книга стихов Т. Петуховой про осень?
Воспитатель: Молодцы! Мы смогли создать книгу, потому что вспомнили много стихов, написанных Вологодской поэтессой Т. Л. Петуховой. Странички книги получились яркими, красивыми, выполненными с любовью.
— Кому подарим эту книжку?
— Я уверена, что эта книга очень понравится читателям библиотеки. Спасибо!
Конспект урока на тему «Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой»