Конспект урока на тему «Выборы и референдум: право или обязанность?»
Урок по теме: «Выборы и референдум: право или обязанность?»
Л. Н. Акинина,
МОУ «Основная общеобразовательная школа №2», г. Старый Оскол, Белгородской области
Цели урока:
1) Ознакомление учащихся с сущностью и принципами избирательной системы РФ, различными видами избирательных систем, процедурой выборов в РФ.
2)Формирование у учащихся аналитических умений и навыков, аналитического мышления, применения полученных знаний на практике, умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику избирательного процесса.
3) Воспитание у учащихся активной гражданской позиции.
Оборудование: Презентация по теме урока, фрагменты документов, задача, анкета.
Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательные комиссии.
План урока .
1. Выборы в Российской Федерации.
2. Референдум в Российской Федерации.
Ход урока
На доске написана тема урока, план урока, можно поместить агитационные материалы с избирательных кампаний
Ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение по теме «Выборы в истории человечества».
I. Вступительное слово учителя, в котором он раскрывает цели, знакомит с планом урока, отмечает, что с выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории и сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества.
Сообщение учащегося «Выборы в истории человечества».
Примерный текст
Человеку и человечеству вообще свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.
Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской Греции.
Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были четко приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.
Шли годы, столетия… Сменялись государства и формы народовластия. В калейдоскопе форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которого состоялось в 1265 году. Это был орган сословного представительства, состоящий из палаты лордов и палаты общин. Последняя формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и два горожанина от каждого крупного города.
Английский парламент стал прообразом представительной власти современного типа.
Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече — орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек», «Куда мир — туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.
В период московского царства при государе для решения важных вопросов возникли Земские соборы, в состав которого входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов и т. д. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т. д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.
Следует упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального Собрания — Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 года. Первоначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции.
Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.
В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе, и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.
Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М. Пришвин записал в дневнике 26 июня 1938 года: «Голосование походило на торжественные похороны: молча люди шли к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».
Даже зачинатель перестройки М. Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого президента не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.
С падение коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все более соответствовать цивилизованным принципам народоправства.
Учитель: Итак, изменилась политическая и экономическая ситуация в стране, изменилось законодательство о выборах, да и само отношение к ним тоже.
Обратимся к Конституции РФ, как она трактует выборы в нашем государстве.
Ученики работают со слайдом, анализируя статью 32 Конституции РФ.
Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
Учитель: Итак, кого мы выбираем?
Ученики работают со слайдом:
Дикторов телевидения
Начальников отделений милиции
Депутатов Государственной Думы
Депутатов городской Думы
Генерального прокурора РФ
Членов Конституционного Суда РФ
Президента РФ
Президентов республик в составе РФ
Депутатов законодательных органов власти субъектов федерации
Членов органов местного самоуправления
Патриарха всея Руси
Директора школы
Учитель: теперь мы рассмотрим основы избирательного права РФ.
Работа со слайдами «Избирательное право граждан», «Принципы участия граждан РФ в выборах».
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Конспект урока на тему «Выборы и референдум: право или обязанность?»