Конспект урока окружающего мира на тему «Путешествие в удивительный мир природы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Зебляковский детский сад Шарьинского района,
Костромской области
Конспект урока окружающего мира на тему «Путешествие в удивительный мир природы»
Подготовила воспитатель ДОУ
Чигарева Елена Сергеевна
П. Зебляки
2014 г
Цель: систематизировать знания детей об окружающей природе, об условиях жизни обитателей леса;
— развивать память, связную речь, память, внимание;
— формировать познавательный интерес;
— воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, пословиц, беседы о растительном и животном мире, чтение произведений В. Бианки, Е. Чарушина, В. Пришвина.
Демонстрационный материал: Знаки » Чего нельзя делать в лесу». Иллюстрации с изображением деревьев, цветов, грибов, ягод, насекомых, зверей, птиц.
Содержание организованной деятельности
Воспитатель: Дети, сегодня нас ждет удивительное путешествие. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся.
«Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой — сразу шубу с плеч долой!» .
Да, сегодня мы пойдем в лес. А ждет нас там человек, который бережет лесные богатства, следит за порядком в лесу. Это, ребята, лесник
» Ходит по лесу лесник, он молчать в лесу привык.
Здесь ему совсем как дома, все давным — давно знакомо.»
.
Воспитатель: я буду лесником, а вы туристами. Для начала давайте повторим, как нужно вести себя в лесу, что там можно делать, а что категорически запрещается.
.
Нельзя разводить в лесу костры. А если развел — обязательно перед уходом из леса потуши.
Нельзя стрелять в птиц из рогатки
Нельзя оставлять мусор.
4.Нельзя ломать ветки деревьев и рвать понапрасну цветы.
5.В лесу можно поиграть, покричать, пошуметь, но главное никому не мешать.
Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда и назовите деревья, которые вы видите вокруг. .
Я вам немного расскажу, что знаю о деревьях, которые вы назвали.
Береза — первая красавица среди других деревьев. Особенно хороша
Она, когда цветет. В это время березка распускает зеленые листочки и
Сразу же одевает желтые сережки.
Правильно, это береза . Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно березы во время цветения. . Цветут березы весной, в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается береза в зеленую листву и желтые сережки.
О ней сложено много песен, стихов.
А вы, ребята, можете назвать, пословицы и поговорки
О красавице — березке.
1 Если из березы течет много сока — к дождливому лету.
2. Если береза вперед ольхи лист распустит, лето будет сухое.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на это дерево и подумайте, что можно рассказать о нем?
Дети: Это дуб. Это самое сильное дерево.
Правильно. Это могучее дерево называется дуб. Растет он и ввысь и вширь. Ветки у дуба не прямые, как у других деревьев, а изогнутые. Матушка — земля подарила много силы этому дереву.
Поэтому дуб называют еще и богатырем.
Воспитатель: я знаю много загадок о деревьях. Сейчас я буду их загадывать, а вы постарайтесь их отгадать.
1″ Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
Правильно. Это елка.
2.Никто не пугает, а вся дрожит.
3.Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
4.В красном платьице девица вышла с осенью проститься.
Осень проводила, платье снять забыла
Воспитатель: дети, подойдите все ко мне поближе. Сейчас мы с вами украсим лесную полянку.
Физминутка. Мы ямку раскопаем, семечко посадим,
Дождичек польет, оно подрастет.
Сначала стебелек, а потом цветок.
Наши красные цветки, расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель: А сейчас Ксюша расскажет, что растет на лугу.
На лугу растут ромашки, колокольчики, одуванчики, мать-и мачеха.
.
Воспитатель: Дети, расскажите о ромашке.
Дети: у ромашки белые лепесточки, а серединка — желтая.
Ромашка — лекарственное растение, ее отвар помогает, когда болит
Горло.
Колокольчик — синего цвета. Его цветы похожи на бубенчики,
Поэтому его и называют колокольчик.
Воспитатель: Дети, скажите, что еще растет в лесу
Дети: Грибы.
Воспитатель: Назовите, мне, пожалуйста, какие грибы вы знаете?
.
Дети. Этот гриб называется красноголовик, потому что у него
Красная шапка. Это — опята. Они растут дружно на пнях.
Это — белый гриб. Он самый вкусный. А еще есть грибы рыжики,
Грузди. Их можно солить, а потом кушать.
Воспитатель: Что хочет рассказать Рита?
Рита. В лесу еще растут мухоморы, поганки. Их нельзя кушать.
Воспитатель. Вы правильно назвали и очень хорошо рассказали
О грибах. Молодцы.
Воспитатель: Что еще растет в лесу?
Дети: ягоды.
Воспитатель : какие ягоды можно встретить в лесу?
Дети: малина, земляника, черника, голубика.
Воспитатель: а как называются ягоды, которые растут на болоте?
Дети: клюква, брусника.
Воспитатель: Ну, что, друзья, нравится вам в лесу? Хочу вам рассказать,
Что в лесу живут звери, насекомые.
Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, какие насекомые живут в лесу.
«С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка — зеленая спинка ) кузнечик)
» Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик
» Много мастеров срубили избу без углов»
» Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет
«Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком, он поделится медком
Воспитатель: насекомые живут как в земле, так и под землей, живут они
И в траве, а также под корой деревьев. Насекомые умеют летать, ползать,
Прыгать.
Далее воспитатель показывает картинки с изображением знакомых
Детям зверей, предлагает назвать их, а также их детенышей, рассказать
О повадках зверей.
Дети: Волк-волчата, заяц — зайчата, лиса — лисята и т д.
Для зверей, а также и птиц, лес — родной Дом и кормилец,
А для человека — друг.
Воспитатель: Дети, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Что было бы, если бы не было деревьев, лесов?
Дети: лес кормит, спасает, укрывает, дает много полезного.
Чем же полезно дерево?
Дети: деревья очищают воздух, создают прохладу,
Дают вкусные плоды.
3.Зачем люди выращивают леса, парки?
Дети: деревья в лесах и парках создают красоту.
Молодцы, ребята! Вы многое знаете.
А теперь, вспомните и назовите пословицы о лесе.
» Много леса не-губи, мало леса — береги, нет леса — посади.»
«Лес — богатство и краса, береги свои леса».
Воспитатель: Правильно, дети. Лес — это место для человека, где он отдыхает, набирается сил здоровья, собирает дары леса: ягоды, грибы и даже орехи.
Дети, мне очень понравились ваши ответы. Вы многое знаете и умеете рассказывать.
» Мне по праву только тот, мир лесной кто бережет.
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.
Кто всегда — всегда в лесу уважает тишину».
А теперь давайте возвращаться в детский сад, не забывая при этом, соблюдать правила поведения.
Конспект урока окружающего мира на тему «Путешествие в удивительный мир природы»