Конспект урока окружающего мира «Путешествие на Крайний Север»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №2 «Искорка» г. Протвино
Конспект урока окружающего мира
«Путешествие на Крайний Север»
Миронова Нина Федоровна
2015г.
Направление: познавательно-речевое.
Образовательная область : познание.
Раздел: ознакомление с природой.
Проектировочный компонент.
Цель: познакомить детей с особенностями Крайнего Севера Земли.
Задачи:
Образовательные : дать представление об обитателях Крайнего Севера, среде их обитания и способах питания; о растительности Крайнего Севера.
Развивающие: расширять кругозор детей, познакомить с новыми понятиями:
Крайний север, северное сияние, вечная мерзлота; развивать воображение, символическую функцию мышления.
Воспитательные : воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе и ответственное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа : чтение глав из энциклопедии о природе Крайнего Севера и сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» ; рассматривание иллюстраций к сказке .
Медиа — объекты: иллюстрации, фотографии растений и животных Крайнего Севера, загадки.
Оборудование: имитация северного сияния, «самолет» для путешествия, имитация собачьей упряжки.
Организационный компонент.
Материалы:
Демонстрационный — использование интерактивной доски для показа слайдов:
№1 — изображение облаков;
№2 — изображение собачьей упряжки;
№3 — изображение северного сияния;
№4 — изображение ледяной пустыни;
№5 — изображение белого медведя;
№6 — изображение тюленя;
№7 — изображение моржа;
№8 — изображение северного оленя;
Раздаточный — имитационные мини-компьютеры для определения состояния погоды; карточки с символическим изображением состояния погоды в своем городе и на Севере; билеты для посадки в самолет, с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.
Занятие составлено в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями, соответствует данной возрастной категории дошкольников, направлено на положительно-эмоциональный отклик у детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель включает магнитофонную запись с объявлением о посадке в самолет пассажиров, вылетающих рейсом Протвино — Крайний Север.
Воспитатель в форме стюардессы обращает внимание детей на «самолет» и приглашает их занять свои места, согласно билетам, которые Дети получают, заходя в «самолет».
— Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Мы рады вас приветствовать на борту нашего самолета.
— Скажите, кто вы такие? .
— Назовите маршрут вашего путешествия. .
Воспитатель-стюардесса проверяет, правильно ли дети заняли свои места.
— Самолет взлетает. Просьба, пристегнуть ремни. .
— Как вы представляете себе Арктику?
— Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне? .
— Наш самолет оснащен мини-компьютерами, которые помогут определить состояние погоды за бортом самолета.
Нажмите левую красную кнопку. «Принтер» напечатает вам сводку о погоде. Достаньте ее, переверните и вставьте в экран. .
— Какая погода за бортом самолета в данный момент в нашем городе?
— Где находится Крайний Север? .
— Нам необходимо установить направление нашего полета на бортовом компьютере. Я попрошу это сделать штурмана. .
— Я попрошу вас посмотреть в окна иллюминаторов.
.
Какие красивые облака! На что они похожи? .
— А что вы знаете о Крайнем Севере? Что там нас ждет?
— Наш самолет начинает снижение. Я попрошу вас определить состояние погоды за бортом еще раз. Нажмите правую кнопку. Достаньте сводку, вставьте в экран.
Что показывает ваш компьютер?
— Что надо надевать при такой низкой температуре? Какую одежду? .
— Оденемся как можно теплее. .
— А у вас есть проводник?
— Давайте, я буду вашим проводником. Только прошу вас, не отставать от меня и не отходить далеко. Как вы думаете, почему? (Можно заблудиться и потеряться.
Унесет сильный ветер. Повстречаешься с дикими животными.)
— Выходим из самолета.
— Что-то здесь очень холодно. Согреем уши. Согреем нос, согреем щеки. .
— Да нас здесь встречают! Посмотрите, для нас приготовили собачью упряжку.
.
— Присядем на нее и совершим прогулку. .
— Посмотрите, а что там за красивые огоньки?
.
Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса: Кто зажег огонь чудесный
Загорелись небеса! Золотой костер небесный?
Ой, горит-пылает пламя Никого за тучей нет.
Над сверкающими льдами! Это с неба льется свет.
Огоньки играют, переливаются всеми цветами радуги. .
— Это северное сияние. Такое явление природы можно наблюдать только здесь. А вокруг простирается белая пустыня, и только вдалеке виднеется домик полярников. ( Слайд №4.
Изображение ледяной пустыни).
— Вы знаете, кто такие полярники? .
Давайте зайдем к ним в гости. Интересно, что они нам оставили?
Воспитатель обращает внимание детей на картинки-иллюстрации с изображением мха, лишайников, карликовых деревьев и кустарников.
— Посмотрите внимательно! Да это же растения Крайнего Севера. Рассмотрим их фотографии.
— Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы.
Выжить в таких суровых условиях могут только растения, у которых небольшая стелющаяся по каменистой земле корневая система. На Крайнем Севере не бывает привычной для нас смены дня и ночи. Там полгода длится полярная ночь и полгода полярный день.
— Как вы думаете, какое животное является самым крупным на Крайнем Севере?
— Давайте движениями изобразим белого медведя.
Топай, мишка! Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
— Интересно, а что там за белый сугробик? Посмотрим в свои бинокли.
— Да это же белый медведь! .
— А чем он питается?
Белый медведь — крупное красивое животное до 800кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью.
Свою добычу — моржей, тюленей он находит по запаху, приносимому ветром за много километров. Белый медведь занесен в Красную книгу.
В водах Северного Ледовитого океана много рыбы, которой кормятся тюлени. . Они отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5-2м, а вес 250-300кг.
Детенышей вскармливают молоком. Тюлени могут долго находится на суше, так как дышат воздухом.
Морж — крупное морское животное длиной 3-4м и весом до 800-900кг.
. Имеют клыки длиной 40-50см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков.
Клыки — оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу.
. Северный олень — служит людям, живущим на Крайнем Севере. Из его шкур они делают свои жилища, используют мясо оленя в пищу. Питаются олени мхом, который называется ягель.
Они раскапывают снег копытами и находят его.
Однако нам пора возвращаться домой. Попрошу всех занять свои места в самолете.
— Что вы узнали о Севере?
— Что вам особенно запомнилось?
— С кем бы вы хотели поделиться увиденным?
После приземления нашего самолета я предлагаю вам сделать зарисовки увиденного и рассказать о нашем путешествии родителям и друзьям.
Я приглашаю вас в новые путешествия, а в какие места вы захотите их совершить, вы решите сами. Мне было очень приятно с вами общаться.
Конспект урока окружающего мира «Путешествие на Крайний Север»