Конспект урока по географии «План и карта» 5 класс
Гилязова Е. Л.
23.10.2015г.
Обобщающий урок по теме: «План и карта».
Путешествие в страну «Катландию»
Цели урока : Закрепление и обобщение знаний
Задачи:
Закрепить умения и навыки решения задач по теме: «План и карта»;
Развивать внимание, мышление, воображение, интерес к предмету;
Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные-
1. Закрепить и обобщить знания по теме «План и карта».
2. Знать основные правила работы в кабинете географии и с ТСО.
Метапредметные —
1. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать и обобщать материал.
2. Работать с географическими картами.
Личностные —
1.Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке и окружающему нас миру.
Тип урока — комбинированный
Оборудование: презентация, учебник, маршрутные листы, конверты с заданиями, цветные карандаши, чистые листы для дополнительных записей.
План:
Эпиграф
«Карта — есть начало
И конец географии»
Н. Н. Баранский
I. Организация
Класс делится на две команды
Столы расставляются в виде кораблей
II. Организация на игру
— Ребята! Сегодня мне на электронную почту пришел рекламный плакат? . Туристическое Бюро «Пятерка. ru» набирает новых сотрудников на конкурсной основе.
И мы с вами сегодня попробуем получить работу в данном туристическом бюро, но для этого нужно пройти ряд испытаний.
— Ребята, кто не любит путешествовать? Нет таких! Я очень рада, ведь на уроках географии мы с вами постоянно будем путешествовать.
Вот и сегодня, изучив тему «План и карта», мы отправляемся в страну «Картландию». Она нам позволит поиграть, проявить эрудицию, смекалку, знания, посоревноваться. Мы с вами побываем на станциях:
«Угадай — ка»
«Эрудит»
«Родина — Россия»
«Капитаны»
«Остров сокровищ»
За каждый правильный ответ вы получите балл себе и своей команде, а в конце урока мы подведем итоги, выявим команду победителя и лучших знатоков темы. Ну, а теперь юные искатели приключений, в путь!
Но, прежде, давайте назовем наши команды. .
Первая станция «Угадай — ка»
Прибор, с помощью которого определяют азимут?
Прибор для определения относительной высоты?
Условные точки, через которые проходит воображаемая ось земли?
Угловое расстояние точки меридиана от экватора?
Угловое расстояние точки параллели от начального меридиана?
Высота точки над уровнем моря?
Условные линии, соединяющие полюса?
Самая длинная параллель?
Точки, имеющие только широту?
Самая большая широта?
Самая большая долгота?
Уменьшенная модель земли?
Линии на плане соединяющие точки с одинаковой высотой?
Линии, показывающие направление склона?
Форма Земли?
Если азимут 45 градусов, то направление?
Если азимут 225 градусов, то направление?
Если азимут 270 градусов, то направление?
-Молодцы!
-Подведем итоги и запишем с судовой журнал призовые очки.
Вторая станция «Эрудит»
Где на земном шаре можно построить Дом, где все окна смотрят на юг?
Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от дома?
Где находится точка, широта и долгота которой ноль градусов?
В поход учащиеся шли по азимуту 90 градусов. В каком направлении они будут возвращаться обратно?
Чему будет ровна площадь квадрата, построенного в масштабе 1:300000?
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя?
Если в полдень вы встанете спиной к солнцу, так чтобы видеть перед собой свою тень, то впереди у вас будет направление?
Назовите материк, который пересекает все меридианы Земли?
— Молодцы! Подведем итог.
Третья станция «Родина-Россия»
Как велика моя страна
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга;
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце,
Дальневосточник в то же час
Встает встречает солнце.
Велика и прекрасна наша родина, самая большая в мире, ее омывает самое большое количество морей , самое большое количество приграничных государств . Много удивительного в наше стране и мы отправляемся в путешествие по нашей родине.
Определите относительную высоту г. Эльбруса на Кавказе и г. Народная на Урале.
Какое самое глубокое море у берегов России?
Самое низкое место на суше России?
Какой город северней, Санкт-Петербург или Екатеринбург?
Какой город восточнее, Санкт-Петербург или Великий Новгород?
Западнее Оренбург или Екатеринбург?
В годы Великой Отечественной войны многие города вошли в историю мужеством защитников, жителей, в году вся страна будет отмечать 70-летие великой победы. Давайте вспомним некоторые из них.
А. В этом городе произошла поворотная битва, город полностью разрушен, вода реки горела, но именно отсюда наша армия пошла в контрнаступление. Координаты города 48 градусов северной широты, 45 градусов восточной долготы.
Б. В этот город эвакуировали различные предприятия: авиационный завод, шелкокомбинат и др. Был крупный госпиталь. Координаты города 52 градуса северной широты, 56 градусов восточной долготы.
— Мы еще не раз будем путешествовать по России и узнавать много нового и интересного.
Физкультминутка
Третья станция «Конкурс капитанов»
— Компас у моряков называется компас.
Капитан отвечает за команду, они должны все уметь.
А. Ребята с компасом должны выполнить задания; пойти по азимуту:
1. 30 градусов
2. 200 градусов
3. 45 градусов
4. 300 градусов
5.100 градусов
6.270 градусов
Б. Условные знаки, выбрать лишнее.
— овраг, яма, ком, болото
— кустарник, лес, редкий лес, Холм
— тропинка, грунтовая дорога, шоссейная дорога, Колодец
— родник, болото, река, Овраг
И, так подведем итоги…
Станция четвертая «Остров сокровищ»
Сокровища зарыты в разных частях света. Найдите и соберите все сокровища. Пункт отправления г. Москва. .
А1= 100, расстояние 2250км.
А2= 157, расстояние 3000км.
А3= 273, расстояние 3750км.
А4= 293, расстояние 3000км.
Определите Азимут и расстояние до Москвы.
Учащиеся маршрут движения вычерчивают в рабочих тетрадях, а на политической карте у доски, флажками разного цвета, отмечают свой путь. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием
5.Подведение итогов.
Что знали?
Что узнали нового?
Что бы вы хотели узнать?
Как вы оцениваете работу своей группы?
Кто был лучшим в вашей группе?
6. Рефлексия
7.Выставление оценок. .
8.Домашнее задание:
Конспект урока по географии «План и карта» 5 класс