Конспект урока по истории «Что изучает история» 5 класс
Тема урока: Что изучает история.
Цели урока: сформировать понятие «история как наука», показать для чего история необходима людям.
Задачи: 1. Познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло;
2. Развивать умение работать с текстом.
Основные понятия: История, факт.
Основные вопросы урока: 1. История — наука о прошлом.
2. Как работают историки.
Ход урока
История — наука о прошлом
1. Вызов.
— Вы начинаете изучать историю. Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Читали рассказы по истории нашей Родины — России, слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны.
По фильмам знаете, как выглядели первые автомобили или летательные аппараты. Наверное, читали книги, видели фильмы о древних государствах мира и событиях, которые произошли много лет назад.
— Рассмотрите иллюстрации. Что общего между ними? .
— Прочтите небольшой текст. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история. «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей. История помогает узнать, как люди жили когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали.
Люди творят историю».
2. Основная часть.
— Запишем определение, что такое история. «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей».
— Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука — это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работают. Зоология изучает все, что связано с миром животных.
Анатомия — устройство человеческого тела. Науки бывают самые разные. Со многими из них вы познакомитесь в школе.
— Давайте поработаем с предложением. Сначала уберем » в прошлом». Что получаем? Жизнь людей и человека в отдельности изучают многие науки.
Например, медицина занимается изучением человеческих болезней, их лечением и предупреждением. Анатомия человека — устройством его тела. Поэтому «наука, изучающая жизнь людей», совсем не обязательно может быть историей.
— Уберем фразу «жизнь и деятельность». Однако прошлое изучают многие науки. Например, геология изучает не только как устроена Земля, но и историю земной поверхности: какие моря, горы были когда-то, когда они исчезли.
Какие животные были на Земле в древности, какие планеты появлялись во Вселенной миллионы лет назад — все это тоже история. Но не история человека.
— Давайте составим схему.
— С кем связана история? Что изучает история?
— Правильно ли высказывание «Наука, которая изучает жизнь, и деятельность людей называется историей»?
— Как вы считаете, грамотно ли построено определение: «Наука о прошлом называется историей»?
— Как вы понимаете выражение «люди творят историю»?
— Составим схему «Что дает человеку история».
Как работают историки.
— Прочитайте текст и выпишите себе: название науки, которую вы начали изучать, из какого языка пришло это слово, что оно означает в переводе на русский. Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Оно означает «рассказ о прошедшем, об узнанном»
— Познакомимся с исторической личностью. Геродот — отец истории. Прочитаем о нем информацию «Древнегреческий историк . До нашего времени дошел его труд «История», который считается первым историческим сочинением.
Поэтому Геродота называют «отцом истории».
— А теперь поработаем с историческим документом — отрывком из Сочинения Геродота. «По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена .
Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало.
Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в Дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царскую власть младшему.»
-Что в этом повествовании неправдоподобно, вымышлено?
— Люди во времена Геродота верили мифам. Действительные события и вымысел тесно переплетались между собой.
— . Познакомимся с определением факт. «Все, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, ученые называю фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное».
Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение — «правда», «истина»
— Посмотрите на иллюстрации. Эти исторические события были в разное время и в разных местах. Каждое событие имеет свое место и время.
— Что произошло, где произошло, когда произошло — это главные вопросы. с которых любой историк начинает изучать прошлое.
— Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствия оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.
— Запишем главные вопросы истории.
— давайте побудем историками. Посмотрите на репродукцию художника А. П. Бубнова » Утро на Куликовом поле» и ответе на вопросы: Что произошло? Где произошло?
Когда произошло?
Итог урока
— О чем мы с вами сегодня говорили? О чем узнали?
— С какими определениями мы с вами познакомились?
— Какие главные вопросы историка?
3 Домашнее задание.
— Запишите в таблицу данные.
Конспект урока по истории «Что изучает история» 5 класс