Конспект урока по истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» 8 класс
Тюлегенова Наталья Олеговна
МБОУ «Щеколдинская ООШ»
Учитель истории и обществознания
E-mail: tyulegenova_nata@mail. ru
8 класс
Разработка межпредметного урока в 8 классе.
Тема: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».
Методическое обоснование по теме:
Данный урок проводится в 8 классе по курсу изучения «Истории России» совместно с литературным материалом.
Целесообразно такой межпредметный урок провести в качестве закрепления по теме «Восстание декабристов». Урок построен в форме конференции, к которой учащиеся заранее готовятся. Главная задача урока: показать проявление подвига декабристов в деятельности и в творчестве, выяснить, в чем заключается истинный подвиг декабристов .
Материалы для урока: портреты декабристов: К. Ф. Рылеева, В. Ф. Раевского, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, А. А. Бестужева, копии документов «Русская правда», «Конституция», сборники стихов поэтов-декабристов.
Задания для самостоятельной работы учащихся при подготовке к конференции: сравнение программных документов декабристов «Конституция» и «Русская правда», биографические данные личностей, анализ лирики декабристов .
Проблема конференции: в чем истинный подвиг декабристов? Как это проявляется в их деятельности и творчестве.
Цели урока:
— углубить ранее изученный материал о движении декабристов в курсе истории с применением литературного материала;
— познакомить учащихся с творчеством декабристов;
— развивать навыки работу с документами, их сравнения, сопоставления, учить выделять главное, решать проблемы;
— развивать умение строить правильный ответ, аргументировать, отвечать на вопросы.
— воспитывать чувство патриотизма.
Ход конференции:
Эпоха после Отечественной войны 1812 г.
Декабристы.
Программы тайных обществ.
Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г.
Литературное творчество декабристов.
Тема конференции представлена в презентации на доске и в тетрадях.
Учитель ставит проблему, которую нужно разрешить в ходе конференции: Что является истинным подвигом декабристов? Как истинный подвиг проявляется в деятельности и творчестве декабристов?
1) Вступительная беседа.
— Погрузимся в эпоху после Отечественной войны 1812 г.
Чтение фрагмента документа:
А. Бестужев — о России после 1812 года:
Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры — на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы — на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры — на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности, ученый на то, что им не дают учить, молодежь — на препятствия в учении.
Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались — все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия была обетованною землею.
Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства…
Какие настроения были в обществе?
Чем и почему люди были недовольны?
Можно ли эти настроения связать с возникновением тайных обществ?
2) Декабристы. Слайды 6-9.
— Что вы знаете о декабристах? К какому сословию они принадлежали?
— Почему молодые дворяне выступили против власти, ведь дворянство всегда ее поддерживало?
Подготовленные учащиеся рассказывают о молодых декабристах, дают краткую биографическую справку, опираясь на портретный ряд.
3) Программы тайных обществ.
Цель: сравнить программные документы декабристов.
— Назовите тайные общества, которые стали возникать после Отечественной войны 1812 года?
Итак, чего хотели добиться участники тайных обществ, за что они боролись?
Назовите тайные общества декабристов?
— Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом?
— Какие были основные идеи «Конституции» Н. М. Муравьев и «Русской Правды» П. И. Пестеля?
Подготовленный ученик сравнивает проекты Конституций «Северного» и «Южного» обществ, рассматривает взгляды декабристов по основным проблемам. Учащиеся по ходу сравнения заполняют таблицу.
4) Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г.
Учащиеся работают по вопросам:
— Почему именно в это время было организовано восстание?
— Назовите причины поражения?
— Каково значение восстания?
— Какова судьба декабристов?
— Можно ли говорить о подвиге декабристов и в чем он проявился?
Учащиеся делают выводы, опираясь на ранее прослушанный материал.
Литературное творчество декабристов
Задача: выяснить, как в творчестве отразились стремления и идеи декабристов?
Двое учащихся приводят примеры стихотворений поэтов, которые провозглашают идеи свободы: зачитывают фрагменты стихотворений и строки-лозунги. Остальные учащиеся записывают их в тетрадь.
Задание для всех
Александр Иванович Одоевский
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
— Назовите ключевое слово, которое подходит к этому стихотворению?
— Сожалеет ли Одоевский о своей деятельности?
— В чем проявляется смелость поэта-декабриста?
Итак, почему лирику декабристов называют «Мятежной»?
Итог: назовите основные идеи лирики: борьба за свободу, благо для людей, стремление к гражданским правам и свободам
Вывод:
Творчество декабристов было связано тесно с их политической деятельностью, мы выяснили, какие идеи они несли в общество. Для того времени могли ли эти идеи стать реальностью? Декабристы всколыхнули передовую часть общества, способствовали тому, что ее усилия оказались направленными на борьбу со злом крепостного права и самодержавием.
Можно ли деятельность декабристов назвать подвигом? В чем же истинный подвиг декабристов? Чем мы должны восхищаться?
Учащиеся формулируют свои выводы.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: » В чем проявился истинный подвиг декабристов?» Для написания Сочинения желательно дополнить вклад декабристов в науку и искусство.
1. «История России 19 век» учебник 8 кл. Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.
2. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. М. Ю. Ярославцева
3. Сборник стихов «Поэты-декабристы»
Приложение.
1. РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович, русский поэт, декабрист. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге.
Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15. Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он квартировал вместе с ротой в Виленской, затем Воронежской губерниях. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда.
Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел в канцелярию Российско-Американской компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки. Литературная деятельность Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный Патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности. Его политические взгляды носили налет романтического утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на «равенстве и свободомыслии».
Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии , его герои — борцы за свободу. С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения «К временщику», явно обличавшего А. А. Аракчеева. Автор сборника «Думы» , поэм «Войнаровский», «Наливайко». Рылеев состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, Общества соревнователей просвещения и благотворения.
В 1823-25 вместе с другом, литератором и декабристом А. А. Бестужевым издавал имевший успех литературный альманах «Полярная Звезда», в котором печатались произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и др. Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его. По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет. Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества — добиться его созыва.
Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в «чужие края». Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу. В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским . В сентябре 1825 Рылеев был секундантом на нашумевшем поединке его кузена и члена тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым, который закончился гибелью обоих участников.
Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его Дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским.
Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826.
2. Поэт и революционер — декабрист Вильгельм Кюхельбекер.
Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта. Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М. Б. Барклай-де-Толли. Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому — рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных.
Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи , но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли.
Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Из лицея Кюхельбекер как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, «поэта»:
» И ты — наш новый Корифей-
Певец любви, певец Руслана.
Что для тебя шипенье змей,
Что крик Ифимии и Врана?-
Лети и вырвись из тумана,
Из тьмы завистливых времен».
И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера. Тучи сгущались над головами двух поэтов. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства.
В 1821 — 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 — 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой, издал вместе с князем В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина», . Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин.
На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.
Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд».
3.Одоевский Александр Иванович .
Одоевский Александр Иванович , поэт. Родился 26 ноября в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование.
С юных лет проявлял интерес к литературе. В 1821 поступил на военную службу. Будучи офицером конногвардейского полка, вступил в Тайное Общество за несколько месяцев до восстания и принял участие в выступлении на Сенатской площади. Был приговорен к пятнадцатилетней каторге, срок которой был в дальнейшем сокращен.
В оковах был отправлен в Сибирь — сначала в Читинский острог, затем в Петровский завод за Байкалом. Как поэт Одоевский почти не проявлял себя до восстания, после ареста, находясь в Петропавловской крепости, пишет «Воскресенье» , «Сон поэта» . В Сибири стал поэтом декабристской каторги. Именно он от лица всех ссыльных ответил стихами на слова пушкинского послания «В Сибирь» — «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли». В стихотворений «Тризна» он оправдывает дело декабристов; пишет стихи, посвященные памяти Веневитинова, Грибоедова.
Есть в его поэзии и мучительные раздумья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего . В 1833 Одоевский был переведен на поселение сначала под Иркутск, затем в Тобольскую губернию. В 1837 был направлен на Кавказ солдатом в действующую армию. В Ставрополе произошло его знакомство с М. Ю. Лермонтовым, вскоре перешедшее в дружбу.
В 1839 в крепости Псезуапе .
Одоевский заболел малярией и умер, могила не сохранилась.
Конспект урока по истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» 8 класс