Конспект урока по истории «Новая экономическая политика» 9 класс
Урок истории в 9 классе по теме » Новая экономическая политика «.
Тип урока : комбинированный
Методы обучения : частично-поисковый, проблемный, практический
Основные понятия : НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».
Задачи урока:
1 . Раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа,
2.показать отношение к НЭПу разных слоев общества советской России.
3.продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.
Разминка-Блиц — опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».
1.1904-1905гг
27 февраля 1917
25 октября 1917
1914-1918гг
1918-1920гг
1905-1907гг
2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».
За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.
К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн. человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.
За 4года Первой мировой войны по общему уровню Россия отброшена на десятилетия назад:
— по добыче угля — к концу 19 века;
— по выплавке чугуна — в 2 раза меньше, чем в 1857г
— по производству сахара — в 45 раз меньше довоенного периода;
— прекратилось движение на 30 дорожных линиях;
— производство сельскохозяйственной продукции — уменьшилась в 2 раза.
Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис.
Это время называют «малой гражданской войной».
Проблемный вопрос: Что такое «Малая гражданская война»?
Доказать на примерах истории.
1) Массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта — восстание моряков в Кронштад Т Е.
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий
3)забастовки рабочих в Петрограде — «колыбели революции» .
События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадский мятеж, по определению Ленина, «был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров».
Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил. В стране кризис.
Предположите пути выхода из него .
1 .Продолжение политики «военного коммунизма» т. е. террор, репрессии, продразверстка и т. д.
Последствия — еще большая вооруженная борьба со стороны населения.
2 .Полное удовлетворение требований мятежников.
Последствия — оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии
3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны — делается временная уступка небольшевистским силам.
Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП Ленин объявил о переходе к новой экономической политике .
Переход к теме урока.
Какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.
«Дорогой друг!
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице.
Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз.
В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
Твой друг Н.»
По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.
Конспект урока по истории «Новая экономическая политика» 9 класс