Конспект урока по истории «Политические репрессии и депортация народов» 11 класс
Аксуатская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок на тему:
«Политические репрессии и депортация народов»
Учитель: Курманов Е. Ж.
2012-2015 уч. год
Тема: Политические репрессии и депортация народов.
Цель: Раскрыть суть и причины политических репрессии, депортации народов, их последствия;
Воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;
Развивать навыки работы с историческими документами.
Оборудование: историческая карта, видеофрагменты «Политические репрессии», «Депортация народов», исторический документ Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово.
Эпиграф к уроку:
Знать, чтобы помнить,
Помнить,
Чтобы не повторить.
Мы изучаем историю не только для того, чтобы знать ее. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ошибок. Сегодня мы обратимся к трагическим событиям нашей страны.
В истории нашей многонациональной страны самыми страшными страницами являются массовые политические репрессии.
«10 лет без права переписки» — такой приговор получали многие кто проходил 30-е годы по печально известной 58 статье УК СССР, по сути это означало расстрел, но для близких была какая-то надежда.
Этот процесс затронул миллионы судеб. Одни работали, другие репрессированы. Многие из них умерли от голода и болезней в лагерях, от изнурительного и физического труда, не человеческого обращения в лагерях ГУЛАГА.
III. Объяснение новой темы.
Политические репрессии характерны для тоталитарного режима.
В понятии «политические репрессии» какое слово является ключевым?
Какие слова и понятия ассоциируются у вас со словом «репрессия»?
«Репрессия» — ущемление в правах, карательная мера, наказания, применяемые государственными органами.
31 мая в казахстанском календаре отмечен как День памяти жертв политических репрессии, начавшихся в 1937 году.
2 июля 1937 года принято постановление Политбюро ЦК ВКП «Об антисоветских элементах». В его исполнение 5 августа 1937 года был издан приказ НКВД СССР № 0044, которым положил начало операции массовых чисток.
Показ видеофрагмента «Политические репрессии».
За годы репрессии на территории нашей страны было создано11 лагерей ГУЛАГ.
Крупнейший из них был Карлаг — Карагандинский лагерь особого режима.
В годы правления И. В. Сталина репрессии коснулись полностью или частично более 60 народов и этнических групп.
Депортация — изгнание, высылка из страны; насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов.
Показ видеофрагмента «Депортация народов».
Работа с таблицей по депортации народов.
Какая национальность понесла наибольший урон и почему?
В какие районы в основном отправляли депортированных?
IV. Работа с историческим документом:
Доклад Первого серетаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н. С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза 25 февраля 1956 года.
V. Закрепление пройденного материала
Решение тестовых заданий по теме политических репрессии и депортации народов.
VI. Подведение итогов.
В 1991 году был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий», 1989 год — Съезд народных депутатов СССР признал депортацию народов, пострадавших в период ВОВ незаконной.
Пик массовых репрессий приходится на 1937-1938 годы.
Первыми жертвами беззакония и произвола стали известные казахские ученые и писатели: А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Жумабаев.
Волна репрессии охватила всю страну.
В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тыс. жертв сталинского террора.
«Террор» — политика насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны, насилие со стороны государства.
VII. Домашнее задание. Оценивание.
Конспект урока по истории «Политические репрессии и депортация народов» 11 класс