Конспект урока по истории «Вторая война Рима с Карфагеном» 5 класс
Смоленских Елена Васильевна, Курганская область, Каргапольский район, с. Журавлево, МКОУ «Журавлевская СОШ», учитель истории, 5 класс
Предмет: История Древнего мира
Тема. Вторая война Рима с Карфагеном
Тип урока: Освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения
Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном
Задачи:
Предметные : сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море;
Личностные : способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена;
Метапредметные : формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Оборудование: диски «История древнего мира.»5 класс, издательство «Просвещение»,схемы, Карта «Рост Римского государства в 3 в. до н. э.- 2 век до н. э.»
Ход урока
1. Организационный момент
— Тема сегодняшнего урока «Вторая война Рима с Карфагеном». Мы выясним причины, характер войны, познакомимся с главными персонажами тех событий. А также закрепим знания о Римской республике: выборы консулов, роль Сената, армия римлян.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Завоевание Римом Италии»
— В каком году установлена республика в Риме?
— Кто такие патриции и плебеи?
— Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима?
— Составим схему «Выборы консулов в Риме» и определим их роль.
— Какую роль играл Сенат?
— Расскажите о римском войске.
Задание: Государство выше родства — об этом помнили все. С ужасом и восхищением рассказывали, как Брут старший, изгнавший из Рима царей и ставший первым консулом, открыл заговор в пользу изгнанного царя, а среди участников заговора были собственные сыновья Брута. Заговорщиков засекли до смерти розгами, а мертвые тела обезглавили.
Народ толпился вокруг, но никто не смотрел на истязуемых, все смотрели на неподвижное лицо Брута.
— За что казнил своих сыновей? Римляне с детства слышали это предание. Какие качества должны были воспитать в юношах эти Предания?
— Самое ценное — уметь выполнять свой долг при любых обстоятельствах. Слепо повиноваться — считалось доблестью. Эти предания призваны были воспитывать не только мужество и верность долгу, но и жестокость. Римляне проявляли жестокость по отношению своих сограждан.»
Решение задачи:
Римский историк Тит Ливий пишет: «Грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, та как плебеи пылали ненавистью к патрициям, главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги»
— Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?
— Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме?
3. Изучение новой темы
— После завоевания территории Италии у римлян остался только один соперник в борьбе за господство на западной части Средиземного моря. — город Карфаген. Найдем на карте.
— Расположен на севере Африки. Карфаген основан некогда финикийцами. Римляне называли жителей Пунами .
Поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических.
— По ходу моего рассказа Заполняем табличку.
Битва | Основные моменты | Итог |
— Первая война произошла в 264 году до н. э. Причина: господство над Сицилией. Она шла долго — за это время римляне освоили корабельное дело
Сообщение ученика:
«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла.
Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» — перекидные мостики с крючьями на концах.
Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами — носами захваченных кораблей.»
Итог: Сицилия в руках Рима, Карфаген выплачивает огромные деньги.
Физминутка
— Карфаген в тяжелом положении отдал о. Сардиния и о. Корсика. Карфагенский полководец Гамилькар Барка мечтал отомстить Риму за поражение. Он пошел войной на Испанию , которая богата золотом и другими полезными ископаемыми. Гамилькар собирает большую армию, но выступить не успевает, погибает в сражении с местными племенами.
Вскоре во главе войска встает его сын — Ганнибал.
Сообщение ученика:
«Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.»
— Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов. В детстве отец заставил дать клятву «быть врагом Рима». Ганнибал вознамерился отомстить Риму сполна.
— Зимой в 218 году до н. э. пересекает Альпы. Откройте учебники стр.217. Посмотрите, отчего воины Ганнибала могли прийти в ужас?
— От чего?
— Оказавшись в долине реки По, объявил галлам, что он против них не воюет. Галлы ненавидели римлян, дали продовольствие, лошадей и вступили в войско Ганнибала.
Сенат римский был в шоке. Приказал консулам остановить Ганнибала. Однако Ганнибал разгромил консульские войска.
Дорога на Рим открыта. Но город хорошо укреплен. Ганнибал двинулся на юг страны, чтобы поднять на борьбу народы.
Просмотр ролика
Самостоятельная работа
— Весь Рим оплакивал погибших, 70 тыс.
— Война становится затяжной. Молодой римский полководец Сципион выдвинул смелый план. Римская армия захватила Испанию, высадилась в Африке, недалеко от Карфагена.
Ганнибал вынужден покинуть Италию. Рассмотрим битву при Заме в 202 году до н. э.
— Битва проиграна. Карфаген лишился владений за пределами Африки., обязался выплатить большую сумму денег, военный флот, боевых слонов. Рим — хозяин в Средиземноморье.
4. Закрепление.
— Обратимся к составленным таблицам.
— Выполним тесты.
1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье?
А) Египет
Б) Индия В) Мидия
Г) Карфаген
2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах?
А) в 201 г. до н. э.
Б) в 216 г. до н. э.
В) в 218 г. до н. э.
Г) в 202 г. до н. э.
3. Чем закончилась война Рима с Карфагеном?
А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии;
Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;
В) Рим стал хозяином во всем Средиземноморье.
4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что:
А) Карфагеняне называли римлян пунами;
Б) Войско римлян возглавил полководец из рода пунов;
В) Римляне и карфагеняне называли жителей Сицилии пунами;
Г) Римляне называли карфагенян пунами.
Взаимопроверка
5. Рефлексия
— Подведем итоги. Оценки на уроке…
— Начните ответы со слов…»Я сегодня узнал на уроке….»
— Дом. задание :параграф 47. Дополнительное задание — составить синквейн к слову Ганнибал.
Конспект урока по истории «Вторая война Рима с Карфагеном» 5 класс