Конспект урока: «Смерть платит все долги», «Образ Гамлета в литературной критике»

Цель : проанализировать действие 5 трагедии, дать понятия мотива, проследить, как Шекспир раскрывает мотив мести, его связь с системой образов, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выяснить композиционные особенности произведения, воспитывать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование : памятка «Композиция художественного произведения», информационные карточки «Образ Гамлета в литературной критике», репродукция картины Э. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище», схема «Мотив мести».

Тип урока : урок-диалог.

О, бедный Йорик! В. Шекспир

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание или литературный диктант.

Буквенный портрет. Записать черты характера, которые начинаются буквами имени персонажа

Г — достоинство, гуманизм, острое ощущение справедливости. А — активность. М — молодость, милосердие. Л — любовь. Е — эрудированность. Т — терпимость.

III. Мотивация учебной деятельности.

— Подумайте над эпиграфом к уроку. Что означают слова Гамлета над черепом Йорика?

IV. Формирование знаний, умений, навыков.

Работа с репродукцией.

— Какой эпизод изображен на репродукции картины Э. Делакруа

«Гамлет и Горацио на кладбище»?

Фронтальная беседа.

— Почему после разговора с гробокопателем жизнь кажется Гамлету

Особенно бессмысленной?

— Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет?

— Почему со временем Гамлет просит прощения за свой поступок? (Понимает душевное состояние и причины поведения Лаерта).

— О каких чертах характера принца свидетельствует этот эпизод? (Человечность, сочувствие).

— Как Клавдий с помощью Лаерта задумал уничтожить Гамлета?

Творческий пересказ.

Опишите сцену поединка Лаерта и Гамлета от лица Гамлета.

— Как осуществляется месть Гамлета королю?

Составление схемы «Мотив мести».

— Названия всех мстителей, которые вывел в трагедии Шекспир.

— Каким мы видим Лаерта в его бунте?

— Что общего и в чем разница между Лаертом, Гамлетом, Фортинбрасом? (Пирр жестоко убивает Приама и его жену — семейная месть; Фортинбрас ведет армию за клочок земли — кодекс рыцарской чести (сумел отказаться от мести); Лаерт — зажигательный — мстит за отца (вопрос чести); Гамлет — убийство не имеет оправдания, личная ответственность).

— Можно ли утверждать, что Гамлет бездействующий? Докажите свою мысль. (Убийство Полония, гибель Розенкранца и Гильденстерна).

— Сопоставьте свою мысль с утверждениями литературных критиков. Какое из высказываний критиков вам ближе?

Словарная работа. Работа с памяткой «Композиция художественного произведения»

— Что такое мотив?

— Какие еще мотивы присутствуют в трагедии «Гамлет»? (Мотив сумасшествия (Офелия, Гамлет); Мотив смерти (Король Гамлет, Лаерт, Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, Гертруда, Полоний, принц Гамлет, Йорик); Мотив верности (Офелия, Гертруда); Мотив чести (Лаерт, Фортинбрас).

— Мотив является составляющей частью композиции литературного произведения. Какие еще части композиции вам известны?

— Какие сцены принадлежат к завязке, развитию действия, кульминации, спаду действия, развязке?

— Зачем Шекспир вводит в произведение большое количество монологов? Какая их роль в раскрытии авторской позиции?

V. Применение знаний, умений, навыков.

Прокомментируйте мысль А. Пушкина: «Герои, созданные Шекспиром, … не типы какой-то страсти, какого-то порока, а существа живые, преисполненные многих страстей, многих пороков».

Прогнозирование:

— Если бы Гамлет избрал путь покориться судьбе, как сложилась бы его жизнь?

— Какие взгляды эпохи Ренессанса воплотил В. Шекспир в трагедии «Гамлет»?

— В чем отличие между образами Гамлета у Саксона Грамматика и у В. Шекспира?

Микрофон. Выскажите свою мысль о трагедии В. Шекспира «Гамлет», закончив предложение:

— Из этого произведения я понял…

— Это произведение ценное тем, что…

VI. Домашняя задача.

1. Подобрать цитаты к образу Гамлета.

2. Обработать материал учебника.

3. Творческая задача: написать интервью с героем трагедии «Гамлет».

4. Индивидуальная задача: подготовить сообщение на тему: «Образ Гамлета в театральном и кинематографическом искусстве».