Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе
Занятие по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы Автор: Власова Татьяна Васильевна, воспитатель Д/С №181 ,г. Казань
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Заяц Коська и Родничек». Данный материал будет полезен для воспитателей старших групп. Этот конспект направлен на познавательное развитие детей с использованием элементов экспериментирования. Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Заяц Коська и Родничек».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи: Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Учить вести себя так, к окружающему миру, чтобы не навредить природе.
Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Дать детям представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения.
Учить приемам самомассажа.
Методы и приемы. Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения. Наглядные: рассматривание, показ, опыт.
Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Ход НОД:
— Ребята, сегодня мы отправимся в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком.
— Что это произошло с ключиком? Он вмерз в лед. Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы.
Вот что она пишет: «В сказку попадет только тот, кто знает о воде все. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
— Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?
— Вода имеет форму, запах? Может ли смешиваться? .
— А бывает ли вода твердой? Когда это случается?
.
— Что же это — «твердая вода»? .
— Какие свойства льда вы знаете?
.
— Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?
— Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?
Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
.
— Какие свойства пара вы знаете, есть ли у него форма, запах?
.
— Где в природе встречается вода? .
— Для чего нужна вода? Какая нужна вода? .
— Как нужно относиться к водоемам, как вести себя на природе?
.
— Посмотрите, это ручей. Где же его начало? Это родник.
Откуда в роднике вода? .
— А где ручей заканчивает свой путь?
.
— Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лед растаял и я могу взять ключик. Давайте скажем: «Раз, два, три ключик сказку отопри».
— Силу для путешествия нам даст волшебный ручеек. Пройдем по ручейку на носочках. Споем песню о нашем прохладном ручейке.
— Теперь присядьте и слушайте сказку. Живет в нашем лесу заяц Коська — пушистая шерстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами.
Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.
— Бежал Коська по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я белка.
— А я заяц Коська. Пойдем искать где-нибудь, что-нибудь.
— Да мне некогда, к зиме готовлюсь.
— Ребята, а как белка к зиме готовится?
.
— Я угощаю вас орехами.
— Прежде чем съесть орехи, мы используем их для массажа и разогревания наших пальчиков. Покатайте орех между средним и указательным пальцем,
Теперь между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Тоже с другой рукой.
— Положите ладонь на бедро и перекатывайте орех по пальцам руки.
— Зажмите орех между ладонями, вращайте его. Что чувствует ладонь и пальцы? Подуем на руки. Ощущаете прохладу воздуха?
Улыбнитесь.
— Что же было дальше. Побежал заяц Коська вперед, вдруг увидел — Родничек, а из него ручеек течет.
— Ты кто?
— Я Родничек. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далекие края.
— Вот здорово, побежали наперегонки.
— Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничек, где ты?
— А я тут, посмотри наверх.
— Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается
— Ребята, а как же Родничек туда попал?
.
— Незаметно пришла осень: стало прохладно, набежали тучи, пошел дождь. Споем песню «Капли-молоточки».
— Слышишь, Коська, шумит что-то.
— Эй, кто там?
— Это я, Родничек обратно вернулся.
— Ребята, как же он в ручей попал?
— .
— Вот уже и зима наступила, наш зайчик изменился. Что же с ним произошло?
.
— Стал зайчик на морозе греться — резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»
— Ребята, как же Родничек в сугроб попал?
— .
— Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споем песню «Что вам нравится зимой».
— Так и жили они до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?
.
— И снова заяц Коська стал путешествовать с Родничком. Наша сказка закончилась. Понравилась она вам?
Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте споем о всех превращениях воды песню «Коль нырнуть зимою с вышки…»
Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьешь, конечно, шишки:
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду-
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лед бывает жидким.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе