Конспект занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе «Величина предметов»
Региональный семинар
Тема: «Функциональная модель коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения».
Занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе.
Тема: «Величина предметов»
Жигуновой Ольги Николаевны
Учитель-дефектолог
МДОУ д/с компенсирующего вида №3
Г. Балаково
24.04.2015г.
Программное содержание:
Учить детей ранжировать семь цилиндров по толщине и высоте в возрастающем и убывающем порядке на основании зрительного соотнесения.
Упражнять в составлении сериационного ряда из объектов розового цвета разных оттенков в порядке убывания цветовой насыщенности.
Продолжать знакомство детей с символическим обозначением признаков .
Развивать зрительное внимание, память; зрительно-моторную координацию.
Активизировать словарь детей словами: цилиндр, величина, толщина, высота.
Индивидуальная работа: С Палюхович Артемом — продолжать учить давать полный ответ на вопрос.
Материал :
Демонстрационный : семь цилиндров разной толщины и высоты; сеть, набор плоскостных геометрических фигур.
Раздаточный : бруски; карточки-схемы обозначающих величину и направления сериационного ряда, набор бабочек розового цвета.
Ход занятия.
Организационный момент. Ребята сегодня необычный день. И я вам приготовила много интересных игр. Давайте поиграем с вами.
Игра с мячом «Назови слово с противоположным значением».
Дети стоят в кругу около педагога. Педагог бросает мяч и называет величину. Дети должны назвать величину с противоположным значением.
Педагог.- Большой — ? Маленький — ? Высокий — ? Низкий — ? Длинный — ? Короткий — ? Толстый — ? Тонкий — ?
Педагог. Теперь ребята я предлагаю вам пройти за столы.
Основная часть.
1. Работа с демонстрационным материалом. Игра «Перестроим ряд»
Хочу я вам представить хорошую игру.
Про геометрическую фигуру, и даже не одну.
Играть в нее не сложно будет никому.
Играть всем вместе можно, а можно одному.
Прежде чем игру начать
Загадку нужно отгадать.
Его мы можем покатать,
На обе стороны поставить,
А при развертке показать,
Что две фигуры есть в составе.
Одна фигура без углов
Похожа на тарелку,
На колесо и на кольцо,
На блюдце и таблетку.
Другая с четырьмя углами,
Имеет стороны она.
И схожа с нашими столами,
Нам на занятии нужна.
Я думаю ребята, сумели догадаться,
Ответить можно хором,
И можно не стесняться.
Педагог. — Ребята, у меня на столе набор цилиндров. Эти цилиндры разные по высоте и по толщине. Давайте с вами рассмотрим их, сравним, найдем отличия.
Дети. — Они одинаковой формы, но разные по высоте и толщине, разного цвета.
Педагог. — Начнем игру мы с вами,
Послушайте меня.
Цилиндры перед вами
И первые задания.
Разложи их по прядку,
По тому параметру,
Как указано на схеме
Схеме, твоей памятки.
Памятка твоя проста
Ни чего в ней сложного,
Разложи фигуры так,
Как на схеме елочки стоят,
В порядке убывания.
Предлагаю вам построить сериационный ряд по данной схеме. Что она означает?
Дети. — Нужно разложить цилиндры от самого высокого до самого низкого.
Педагог.- Правильно, Артем выполни это задание.
При этом дети вспоминают правило.
«Каждый раз выбираем самый высокий цилиндр из оставшихся».
Затем педагог предлагает разложить цилиндры по следующим схемам:
Выполнил задание,
В порядке убывания?
А теперь поставь цилиндры,
В порядке возрастания.
— от самого низкого до самого высокого;
Возросли цилиндры в ряд
Теперь пусть, по толщине стоят.
В порядке убывания,
В порядке возрастания.
— от самого толстого до самого тонкого;
— от самого тонкого до самого толстого;
2.Физкультминутка. Игра «Зарядка».
В группу к нам жук влетел
Зажужжал, и запел: «Ж-ж-ж»,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел,
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук, вот правая ладошка,
Вот вам левая ладошка.
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп, хлоп, хлоп,
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж.
Грозят пальцем.
Руки разводят в стороны.
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Не отводя взора от указательного пальца, сгибают руку, приближая к носу указательный палец, сначала правой руки затем левой.
Поочередно протягивают руки и смотрят на них.
Поднять глаза вверх.
Поднимаются на носочки.
Вытягивают руки вверх.
Хлопают над головой.
Имитируют полет жука и садятся на стульчик
3. Работа с раздаточным материалом. Игра «Разложи бруски по схеме».
Педагог. — У вас на столе лежат бруски и темные очки. Каждый из вас получает карточку-схему с обозначением одного из параметров величины и направления сериационного ряда, вы надеваете очки и выполняете задание.
Дети самостоятельно выстраивают ряд по карточке-схеме.
Педагог. Молодцы ребята! Задание выполнили правильно.
4. Игра на развитие зрительного восприятия «Разложи по порядку».
Детям раздаются силуэтные изображения бабочек пяти оттенков розового цвета, которые они должны выложить в ряд по цветовой насыщенности, начиная с самого темного оттенка.
Итог занятия.
Педагог. Молодцы, вам понравились мои задания.
Дети.- Да.
Педагог.- Давайте с вами вспомним, в какие игры мы играли.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Конспект занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе «Величина предметов»