Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии
Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6 » , Республика Башкортостан г. Стерлитамак
Описание материала : в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии. Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также родителей, желающих научиться оказывать необходимую помощь в формировании правильного звукопроизношения, преодолении имеющихся нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, увлекательно и играя. Представленная работа была апробирована и может использоваться в качестве методических рекомендаций.
Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии
Цель : коррекция дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях детского сада.
Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей со стертой формой дизартрии, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разметить модель по устранению стертой формы дизартрии. Учитывалось следующее:
1)Симптоматика нарушений артикуляционного аппарата, выражающихся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций и при переключении от одной артикуляции к другой. В связи с этим проводилось систематическое усилие речевых кинестезии с одновременным выполнением пальчиковых игр.
2)Симптоматика нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений. Игро-тренинг проводился на фронтальных и индивидуальных занятиях.
3)С целью устранения недоразвития моторных функций большое внимание уделялось проведению массажа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
4) Симптоматика нарушений общей моторики, которая выражалась в переключаемости движений, в произвольном торможении, в нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях использовались соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений.
5) Поэтапность логопедической работы, последовательность в подаче речевого материала в зависимости от несформированности тех или иных функций.
6) Нарушений фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Таким образом, в основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Опираясь на данные принципы, была построена модель организации логопедической работы для детей со стертой формой дизартрии, которая состоит из пяти блоков.
I блок. Нормализация мышечного тонуса:
1) гигиенический массаж лица.
Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
Поглаживающие движения. Направление движений — от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома —
Значит, к нам пришла зима.
Спиралевидные движения. Направление движений — от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
2) точечный массаж;
3) массаж языка.
Массаж языка проводится, используя стихотворения, чистоговорки, скороговорки:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
.
4)физкультурные занятия по программе детского сада.
II блок. Формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений:
1) пальчиковые игры
2) упражнения на противопоставление большого пальца руки другим:
Поскорей на палец глянь-ка,
Да это просто Ванька-встанька.
Палец скачет вверх и вниз,
Он получит первый приз.
Дети сжимают руки в кулачок, вытягивают большой палец и качают им во всех направлениях. Повторяют упражнение несколько раз.
3) упражнения на определение положения губ ;
4) упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;
5) упражнения на определение положения кончика языка .
В 3,4 и 5 пунктах можно применить «Сказку о веселом язычке » в картинках.
III блок. Статико-динамические упражнения для развития моторного праксиса в целом, основанные на синхронных и асинхронных движениях рук и артикуляционного аппарата:
1) общая моторика;
2) мелкая моторика. Используются различные игры на мелкую моторику: штриховка, «Сухой бассейн «, «Собери бусы «, игры с пуговицами и прищепками;
3) артикуляционный праксис.
IV блок. Развитие просодики речи.
V блок. Коррекция звукопроизношения:
1) подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука.
На данном этапе можно использовать артикуляционные упражнения в картинках. Это интересно детям и облегчает труд логопеда, например, упражнение «Качели » — рисуем качели, упражнение «Маляр » — кисточку;
2) формирование первичных произносительных умений и навыков;
3) закрепление этих умений и навыков в устной речи.
Данную работу можно использовать в качестве методических рекомендаций для логопедов, студентов.
Выбрав, более узкие специфические упражнения при работе над звукопроизношением и регулярно их, сочетая с массажем, пальчиковой гимнастикой, то конечный результат был, достигнут быстрее, так как постоянно активируются все зоны, связанные с речевым развитием.
Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии