«Коршун» анализ стихотворения Блока, сочинение
Александр Блок написал свое стихотворение «Коршун» 22 марта 1916 года ; оно входит в цикл стихов «Родина». Идеи, высказанные в стихотворении, были плодом впечатлений и переживаний автора от созерцания ужасов войны, которая истязала население России в городах и деревнях.
Блок в течение продолжительного времени позиционировался как революционный поэт, в его юношеских стихотворениях без особых усилий можно увидеть желание перемен и нежелание жить в несовершенном обществе. Но, поддерживая свержение самодержавия и разделяя революционные взгляды, Блок, в силу своей юности, не осознавал весь масштаб трагедии народа после свержения царя.
Соседние страны на протяжении всей истории пытались завоевать Россию, ослабить и разрушить ее войнами. Так или иначе, она оказывалась, втянута в различные войны. Ввиду этого неудивительно, что в 1914 году Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, жесточайшую, всеразрушающую и в тоже время лишенную смысла. Именно войне посвящено стихотворение «Коршун».
Поэт высказывал недоумение, относительно того, почему такая сильная и крупная держава как Россия должна из года в год, из поколения в поколение вовлекается в различные войны и распри, губя тысячи неповинных жизней своих граждан.
Читая первые строки стихотворения можно заметить, что автор проводит параллель между полетом коршуна, развернувшейся войной, и горем матери. С описания полета этой гордой сильной птицы начинается стихотворение.
Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг. — В избушке мать над сыном тужит:
Образ кружащего над пустынными полями коршуна выступает как символ запустения и горя. Можно представить себе удручающую пустоту незасеянных, выжженных полей. Война, как коршун, она выследила и забрала своих жертв — все работоспособное мужское население.
Образ матери, которая тужит над своим сыном, также является намеком на огромные потери среди населения. Мать осознает, что жизнь сына ему не принадлежит, она будет отдана Родине, которая в свою очередь истратит ее в очередной бойне. Он вырастет и станет на замену отцам и братьям, погибшим в войне. Не будет у ее сына счастливого будущего.
Это поэт закрепляет строкой «расти, покорствуй, крест неси» . В случае если судьба будет благосклонна к нему, и он не погибнет на войне, его жизнь будет не слишком красочной. Он будет покорно работать в поле, тяжелейшим трудом зарабатывая на жизнь себе и своей семье, не смея перечить властвующим слоям.
«Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни» — вот какой видит Блок Россию, которая из века в век вынуждена защищаться от своих врагов. Как внешних, так и внутренних. В век технического прогресса Россия все еще не успевает за более развитыми соседними странами. И это губительно сказывается на государстве в целом.
Поэт переживает за Родину, за простой народ, который столько страдает на протяжении всей истории развития страны.
Блок задает волнующий его вопрос — «Доколе коршуну кружить?» . Намекая тем самым, что Россия устала от бесконечных войн и кровопролитий, что уже достаточно смертей. Что пора направить силы на развитие страны, на улучшение жизни простого народа. Революция — вот решение проблемы считает автор, однако он и представить тогда не мог, что коммунистическая идея принесет не меньше жертв стране, и спровоцирует не менее страшную гражданскую войну.
Описав столь кратко и емко в своем произведении Российскую империю во время войны, автор однако так и не находит ответ на главный вопрос произведения. Когда кончатся бедствия его любимой Родины? Чтоб Россия могла вдохнуть полной грудью, встать с колен и прервать замкнутый круг.
Оборвать страшный цикл войн и разрушений, в котором предрешены судьбы целых поколений.
«Коршун» анализ стихотворения Блока, сочинение