«Крашенная Лиса». Образ Лисы, Черты ее Характера
Цель: учить учеников давать собственную оценку поступкам и поведению действующих лиц, отличать главных персонажей от второстепенных, совершенствовать умение выразительно и правильно читать сказку в действующих лицах, объяснять особенности литературной сказки; воспитывать осмысление отрицательной сути лицемерия, зазнайства и хвастливости в жизни человека.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Картина из комплекта «Слово и образ», иллюстрации учеников к сказке «Крашенная лиса», «Памятка».
Ход урока.
I. Проверка домашней задачи.
1. Объясните особенности литературной сказки. 2. Выразительное чтение сказки «Крашенная лиса» в действующих лицах. 3. Иллюстрированная викторина, составленная по материалам иллюстраций из комплекта «Слово и образ» и детскими рисунками. Вопрос викторины: К каким эпизодам сказки И. Франко «Крашенная лиса» нарисованы иллюстрации?
II. Изучение нового материала, работа с учебником.
1. Ознакомление с «Памяткой» для характеристики образов произведения.
Внимательно прочитайте произведение. Подберите из текста отрывки для характеристики литературных героев. Обратите внимание на описание их внешности, поведение, язык. Как вы относитесь к каждому из них? Докажите свою мысль, опираясь на текст. Отношение автора к герою. Подберите поговорки и пословицы для выражения вашей характеристики.
Физкультминутка.
2. Беседа об образах сказки «Крашена лиса».
Кто главный герой произведения? Назовите второстепенные действующие лица сказки. Определите основные черты характера Лисы. Как жилось зверям при Лисьем царствовании? Как Иван Франко относится к Лисе? Язык героя? Ваше отношение к герою сказки;
III. Закрепление изученного на уроке.
Известный украинский педагог В. Сухомлинский считал, что сказки, прочитанные в детском возрасте, навсегда откладывают в сердце «зернышки человечности, из которых составляется совесть». Вы, наверное, тоже заметили, что сказки приносят не только эстетичное удовлетворение, а и заставляют нас задуматься над проблемами реальной жизни — выбором друзей, поведения, правильного решения. К таким раздумьям побуждала нас сказка И. Франко «Крашенная Лиса».
Хвастливость и заносчивость Лисы, корыстолюбие, нечестность, ухищрение, спесивость — вот черты характера этого сказочного персонажа, которые вызывают, кроме смеха, еще и осуждение.
Литературные сказки подобны народным. Однако у литературной сказки есть свои особенности. Рассказ литературной сказки подчинен авторской воле, и в этом ее главный признак.
Сюжет произведения может быть довольно известный, но его толкование, художественное наполнение, характеристика обстоятельств и персонажей принадлежит автору. Читатель видит то, что происходит, глазами автора, который делится с нами жизненными наблюдениями. Окончательный вывод из того, что происходило в сказке, также делает автор.
Еще одна особенность литературной сказки — не традиционный для жанра сказки язык с постоянными поворотами, а индивидуальный, авторский. У И. Франко он утончен, цветист и немного иронический, пересыпанный народными поговорками.
IV. ДОмашняя задача.
Подготовьтесь к выразительному чтению от слов «Так прошел год…» до конца сказки. Используйте все известные вам средства выразительности. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Кого и за что высмеял И. Франко в сказке «Крашенная Лиса»»?
«Крашенная Лиса». Образ Лисы, Черты ее Характера