Красота горной природы, поэзия гуцульской души
Гуцулы считали, что после смерти одинокая душа всегда находит упокоение. Главный герой повести верит в Аридника, Чугайстра, он хочет задобрить и нечистую силу, договориться с ней. Поэтому и звал всех духов на тайный ужин. Существовало поверие, что смерть — это не конец существования человека.
Тело умирает, но остается дух. Именно дух Марички приходил к Ивану. Он ощущал, когда она являлась, что стоит за ним и плачет.
Когда этот дух исчез, Иван не выдержал этого и пропал. «Бедная душа Ивана имела уже много грусти».
Внутреннее состояние М. Коцюбинского — зеркало души действующих лиц новеллы. На этот период приходится много важных событий, приятных и не очень приятных для писателя. В Чернигове было создано «Просвета», которую возглавил М. Коцюбинский. Особенно заострились отношения с властью после того, как Коцюбинский выступил с открытым протестом против черносотенных участников 14 археологического, съезда в Чернигове.
Следствием этого стало исключение писателя со слога «Просвиты», что откликнулось болью в сердце художника. Коварные болезни, которые издавна подтачивали организм, все больше давали о себе знать.
Возможно, самым драматичным моментом этого периода была внутренняя трагедия писателя, вызванная любовью к Александре Аплаксиной. Семейные отношения с Верой Дейшею были очень натянутыми. Лишь дети не давали Коцюбинскому разорвать брак.
Причины душевного упадка М. Коцюбинского. Писатель рассматривает свое состояние, опираясь на существование трех причин, которые делали его жизнь невыносимой. Это «я» — самое темное, так как оно отображало состояние души писателя к поездке в Кононивку; «я» — светлее, символизирует душу художника в первые дни отдыха; «я» — чистое, светлое, способное снова идти к людям, поскольку «струны натянуты», это то расположение духа, с которым Коцюбинский побросал удивительный уголок, возвращая в жестокую реальность. Из письма М. Коцюбинского узнаем, что
«С тех пор, как я очутился в полном уединении — чувствую, как я страшно устал душою… Не хочется видеть людей, вести разговоры, хочется сбросить с себя всю волну людской грязи, которая незаметно заливала твое сердце, хочется очистится и отдохнуть».
Все это истощило писателя, который радушно откликается на предложение относительно отдыха на лоне природы, следствием которого и стало написание произведения.
Образы-символы новеллы. «Железная рука города» — это железные конструкции, которые являются основой каждого города. Вместо земли — холодные каменья, которые ассоциируются с замкнутостью в сердцах его жителей, цивилизация обречена на гибель, экологическая катастрофа неминуемая. Герой произведения завидует планетам, так как в городе властвует закон, суть которого заключается в одном слове — «надо».
Овчарки были на припоне. Героя так же держала, будто цепью, железная рука города, делая его злым, разнервничавшимся, утомленным. Металлическая цепь делала то самое с овчарками.
Поля показаны именно в июне, когда поют жаворонки, которые ассоциируются у героя с арфой. Арфа в греческой мифологии была любимым язычным инструментом Аполлона — покровителя искусства.
Красота горной природы, поэзия гуцульской души