• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Краткие содержания > Краткие комментарии о «Житии великого грешника» Достоевского часть I

 

Краткие комментарии о «Житии великого грешника» Достоевского часть I

В «Житии великого грешника» читаем: «Тихон. О смирении (как могуче смирение). Все о смирении и о свободе воли». Там же намечена мысль св. Тихона и, главное, Исаака Сирина «о прощении непростимого преступника» (что «это мучение всего мучительнее»). А в отделе, озаглавленном «Главная мысль», писатель замечает, что «После монастыря и Тихона великий грешник с тем и выходит вновь на свет, чтобы быть величайшим из людей», Тихон же говорит (в «Заметках»), что «на земле должно быть счастливым», что признает и сам Ставрогин. Монастырь уже намечен, как пристань, как начало и конец, и выведен учительный тип, воспитатель и отец духовный, — сеятель духовного семени в душе человеческой. Тихон, однако, сам по себе будучи фигурой положительной в «Бесах» по первому замыслу и играя главную роль в «Исповеди» как в кульминационной точке романа, был все же фигурой слишком эпизодичной для романа, ибо он не мог стать спасителем и не был воспитателем Ставрогина.
Тем не менее его образ и его учение оставили яркий, негаснущий след на всем последующем творчестве писателя.
Учение Тихона и его слова запомнились и, видимо, явились своеобразным откровением для Достоевского. Прежде всего поразило его и привлекло, видимо, учение о грехе и о борьбе с ним, мысль о «двоякой вечности» и умиленное мироприятие, озаренное стремлением ко Христу. «…Убегая от человеков, не ради человеков, но ради греха убегать должны мы. Грех должно нам ненавидеть, а не человеков; а их любить должно и не ненавидеть, но молиться за них… Ближнего надо любить, ибо он брат наш, раб Божий, подобие Божие, кровью Христовой искупленный сын и член церкви…». Дерзкий разум наш «кичит, а любовь созидает», и, поучая любовно, постараемся, говорит св. Тихон, «дабы семя посеянное росло и плод творило достойный небесного царствия».
Мы должны сердце свое просветить и направить, ибо праздно оно быть не может, или любовь или вражда будучи в нем. «Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек есть, и кто познает его?» И учит Тихон изгнать из сердца злобу, ибо есть у нас пример великий и образ чего нет «краснейше паче», — Христос: «Ты вражду и злобу в ближнем твоем, аки дело диавольское, не люби; но самого его, поелику Божие создание и раб Божий есть, люби… понеже он, когда на тебе враждует, более на себе враждует; когда тебе обижает, более себе обижает». Ведь горькое мучение ожидает нераскаявшегося грешника по ту сторону нашего бытия. В статье «О муке вечной и о животе вечном» св. Тихон, подобно Зосиме, говорит: «Зде убегают люди от смерти: но тамо пожелают ее, и бежит от них; пожелают в ничтоже обратиться и не возмогут, и тако всегда будут умирать, но никогда не умрут… Зельное страдание умножается тем, что страждущему не остается никакой надежды возвратить того добра, которое нерадением потерял». «И будут те, что в аду, сами себя ненавидеть, повествует святитель, и совесть их грызть станет, но не обрящут себе и в том утешения». Есть в аду грешники те, что «злобною гордостию своей питаются, как если бы голодный в пустыне кровь собственную сосать из своего тела начал. Но не насытимы во веки веков и прощение отвергают… и будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и не бытия, но не получат смерти», — говорит и Зосима.
Ад, по Достоевскому, есть невозможность для человека более деятельно любить. «Раз, только раз, дано было ему мгновение любви деятельной, живой, а для того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки, и что же: отвергло сие счастливое существо дар бесценный, не оценило его, не возлюбило, взглянуло насмешливо… Хоть бы и жизнь свою рад отдать за других, но уже нельзя, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть, и теперь бездна между той жизнью и сим бытием». Исаак Сирин сказался здесь, главное, в вопросе о силе и смысле любви Божией, что здесь опускаю.
Но есть путь спасения, путь покаянного смирения, когда молитвою достигается «утверждение мира», принятие его и примирение с Богом, ибо только гордая душа раба страха, а не раба Христова, ибо прекрасен мир, озаренный любовью — «бездной осияния» (слова Иоанна Лествичника). И тогда «вси создания добры суть, и добры зело» и прекрасен мир, ибо Бог не только добро, «но и есть самая красота всех красот краснейшая, и прочая». «Небеса поведают славу Божию», и весь мир свидетельствует Его бытие. Познав сие, получим «возгорение сердца» и радость светлую. Но этого достигнуть без Божией помощи не может никто, ибо «Бога без Бога познать невозможно». А коли познаем, что путь к Богу — любовь, то удостоимся начала блаженной жизни, которая «в сем веце начинается, а в будущем совершится». И если бы любили мы друг друга, то и настало бы счастливое житие: «О любы, любы, союз совершенства любы. Коль многих мы благ лишаемся, когда тебе не имеем, с тобою все добро и благо, а без тебе все худо и неблагополучно». «Надо нам понять, что не свои мы, но Христовы». И тогда не будет мучений слуг со стороны господ и взаимных столкновений, но любовь.
Говоря не раз о грехе и его значении, св. Тихон подчеркивает, что нет человека безгрешного, но нет и человека без совести и тоски по блаженству. Всякого грешника мучает совесть, а кого и не мучает, то лишь «спит до времени», замечает Тихон и зовет возлюбить всех — все мы Христовы и братья по Отцу небесному: «Не точию раскольнических сект придержащихся, как простым и заблудшим от христовой ограды овечкам, но и самим туркам и прочиим неверующим во Христа Сына Божия Спасителя нашего, и самим хульникам Божия имени желал бы я, чтобы спасены они были и в вечном блаженстве все бы находились», говорил Тихон, как позже Зосима. И от этой горячности сердечной «…в нем был особенный дар Божий слез, всегда два источника истекали из очей его», как утверждает келейник Тихона. Тихон же во след и Св. Писанию и Иоанну Златоусту зовет «горняя мудрствовати», чему находим параллель в обращении старца Зосимы к Ивану: …Благодарите Творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться, горняя мудрствовати и горних искати, наше бо жительство на небесех есть…».



Краткие комментарии о «Житии великого грешника» Достоевского часть I

Другие сочинения по теме:

  1. Краткие комментарии о «Житии великого грешника» Достоевского часть II Сам писатель утверждал, что некоторые легенды и, главное, стиль («наивность») взяты им для жизнеописания старца Зосимы из «Сказания о странствии…...
  2. Комментарии к сюжету «Житие великого грешника» Достоевского Чрезвычайно сходно и отношение умиленно «сентиментальное» ко всему миру и к «красе мира» Макара и у Зосимы. Не забудем, что...
  3. Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в «Житие великого грешника» Достоевского часть II В учении старца Зосимы у Достоевского есть замечательное место о том, что и в аду можно еще смирением и покаянием...
  4. Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в «Житие великого грешника» Достоевского часть I Коснемся теперь живого прототипа Зосимы оптинского старца Амвросия. Я со знательно опущу то, что взято уже для описания Оптиной пустыни...
  5. «СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ»(О «старцах» у Достоевского) часть II Среди всех бесов и бесенят России писатель хотел поставить тип идеальный и «положительную фигуру — Тихона Задонского. Почему же эта...
  6. «СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ»(О «старцах» у Достоевского) часть I «Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом». Достоевский. Письма. «Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек...
  7. «Простота взгляда» Достоевского часть II Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не...
  8. «Простота взгляда» Достоевского часть I В удивительных, но почему-то мало известных «Заметках о простоте и упрощенности» Достоевский дает характеристику «опрощенной», или «упрощенной», идеи, идеи, «попавшей...
  9. Понятие моральных норм у Достоевского часть I Не только сладострастие является таким внешним истинному бытию человека принципом, врывающимся в жизнь его сознания. Всякое наслаждение, даже самое непосредственное...
  10. Понятие моральных норм у Достоевского часть II Экстаз близок к душевной болезни. Недаром больны провидящие глубочайшие истины Кириллов и Идиот. Но ведь и у Ордынова: «порой мелькали...
  11. Комментарии к стихотворению К Урании («У всего есть предел: в том числе у печали…») Автоперевод Бродского «То Urania». Как отмечает В. Полухина, посвящено Инней Кеннелл, испанской художнице, знакомой Бродского. Человек в квадрате — это,...
  12. Краткие планы сочинений к творчеству М. Пруста Какое место в мировой литературе занимает Марсель Пруст? Марсель Пруст занимает исключительное место в мировой литературе XX ст. Его творчество...
  13. Краткие выводы к роману «Евгений Онегин» 1. Евгений Онегин — выразитель особенностей содержания жизни всего русского общества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает...
  14. Краткие пересказы новелл Кабаята Ясунари Первым значительным произведением Кабаята Ясунари, который привлек внимание критики и читателей, была новелла «Танцовщица с Идзу» (» Идзу-Но одорико», 1925),...
  15. Краткие сюжеты романов Рэя Брэдбери Рэй Брэдбери — очень милый старичок. Человек, который напоил весь мир вином из одуванчиков и в век лязгающего железа и...
  16. Краткие сюжеты пьес Шепарда В предисловии к одному из изданий пьес Шепарда влиятельный американский театральный критик Р. Джилмен подытожил наблюдение коллег за его творчеством:...
  17. Краткие сочинения шаблоны. Писатели К. Гамсун, Дж. Джойс, Марсель Пруст Образ Эдварды романе К. Гамсуна «Господин». И. К. Гамсун — мастер изображения сложных характеров. Выдающийся норвежский писатель К. Гамсун достиг...
  18. Краткие пересказы поэм Милтона «Повернутый рай» — эпическая поэма Мильтона, которая состоит из четырех книг, — была опубликована в 1671 г. Тема поэмы —...
  19. Краткие сочинения миниатюры для начальных классов Сом в норе. Рыба на суше не живет. Она приспособлена жить в воде. Имеет не легкие, а жабры. Каждый пришел...
  20. Краткие сюжеты романов Льва Толстого В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы так сложно и многообразно, как творчество Льва Николаевича Толстого. Л....
« Краткое содержание повести Астафьева «Пастух и пастушка»
Краткое содержание романа Г. Гессе «Степной волк» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения