Краткие планы сочинений к творчеству М. Пруста
Какое место в мировой литературе занимает Марсель Пруст? Марсель Пруст занимает исключительное место в мировой литературе XX ст. Его творчество стало своеобразной вехой в развитии жанра психологического романа. Он углубил понимание внутренней жизни личности. Писатель был тонким наблюдателем и исследователем, сознательных, подсознательных душевных движений, чувств, расположений духа. Художник открыл новые страницы образов Времени, Памяти. Воспоминания о прошлом стали в его произведениях тем предметом, который восстанавливается. Беспрерывный и стихийный поток воспоминаний, которые проходят через человеческое сознание и вытекают с ее глубин, дают возможность еще раз перейти через пережитое когда-то и воссоздать его в небывалой к этому полноте и многогранности. Познание неизвестных прежде глубин духовной жизни человека породило новые черты поэтики и стиля произведений М. Пруста: углубление, изощрение средств психологической жизни: ассоциативный принцип сказа; дальнейшее развитие искусства «внутреннего монолога» и переход его в «поток сознания»; мобилизация подтекста. Эти факторы стали мощными истоками в развитии художественной литературы.
Какое произведение М. Пруста стал главным произведением его жизни? Из каких частей оно составляется? Главным произведением М. Пруста эпопея «В поисках утраченного времени», над которой писатель работал с 1910 года до самой смерти (1922). За жизнь М. Пруста были напечатанные первые четыре части: «На Сванновую сторону» (1913), «В тишине девушек-цветов» (1919), «Та сторона, где Германты» (1920), «Содом и Гоморра» (1921 — 1922). Завершающие книги серии увидели мир уже после смерти Марселя Пруста: «Пленица» (1923), «Беглянка» (1925), «Найденное время» (1927).
В чем смысл названия эпопеи? Название цикла романов «В поисках утраченного времени» определяет задача, который ставил перед собой автор: возродить жизнь, которой отошло в прошлое, исследовать утраченное время и возвратить его, сделать это с помощью художественного воображения и психологического анализа.
В чем заключаются особенности композиции произведения? Композицию произведения определяет поток воспоминаний — внутренний монолог в форме свободного потока сознания. Отрывистость процесса вспоминания поднимает ритм, порождает сложные переходы от одного эпизода жизни к другому без четкой и нелогичной последовательности. Границы между эпизодами размытые. Сказы разворачиваются по ассоциативному принципу.
Повесть «Любимый Свана» — это предыстория основного сюжета, жизнь Марселя, чьи воспоминания о пережитом и составляют содержание всего романа-эпопеи. Кто такой Сван? Как Сван воспринимает жизнь? Сван исповедует так называемый эстетизм, который был распространен в культуре на границе XIX-XX ст. Он воспринимает жизнь сквозь призму искусства.
Перечень возможных тем: Главное дело жизни Марселя Пруста.
Философское осмысление тем времени, памяти, воспоминаний в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени». Тема искусства в повести М. Пруста «Любовь Свана». Женщина, которая пленила бы большого Сандре»? (Раздумья над страницами повести М. Пруста «Любовь Свана».) Ироническое изображение «кланчика» в повести М. Пруста «Любовь Свана». Странствия в орбиту памяти в романе-повести М. Пруста «В поисках утраченного времени».
Краткие планы сочинений к творчеству М. Пруста