Краткий анализ шолоховского демократизма
Перу М. Шолохова принадлежат краткие, но очень емкие характеристики крупнейших художников слова — от родоначальников литературы социалистического реализма М. Горького и А. Серафимовича до «выразителя народных дум» дагестанского поэта С. Стальского, от «писателя большой русской души и разностороннего яркого дарования» А. Толстого до певца комсомольской юности Н. Островского. Особой глубиной и аналитичностью отличались речи М. Шолохова на съездах писателей СССР и РСФСР.
Шолоховский демократизм — в каждой строке его литературно-критических выступлений, мудрых по содержанию, народных по форме, касается ли это темы «читатель — писатель» (и в этой связи борьбы против элитарных концепций, против «масс-культуры») или неоднократных выступлений с призывом внимательнее относиться к рядовым, пока еще не признанным писателям, против чрезмерной обласканности мастистых художников. Вместе с тем Шолохов выступает за требовательность, ибо полновесное «зерно останется, мякина улетит». Именно глубочайшим шолоховским демократизмом продиктованы и его статьи, речи, интервью в защиту реализма как непревзойденного инструмента постижения человеческой души и общества в целом. Этим же обусловлена и настоятельная потребность постоять за честь романа — жанра, способного с особой полнотой и силой воплотить борения, поиски и надежды людей планеты.
Когда на окончании 50-х — начала 60-х годов на литературную арену выступили поборники так называемого «нового романа», а европейская критика затрубила в связи со всевозможными модернистскими экспериментами о закате романа, Шолохов одним из первых встал на защиту большой эпической формы. «Лично для меня, — сказал он в 1963 г. на форуме европейских писателей в Ленинграде.
В критических работах Шолохова мы находим не просто осмысление историко-литературного процесса и творческого опыта современности. Собственно литературные заботы рассматриваются, писателем в свете перспектив завтрашнего дня, исторического пути народа и человечества, насущных проблем гуманизма. Отсюда — неизменный интерес Шолохова к вопросам художественного метода.
Краткий анализ шолоховского демократизма