Краткий обзор поэтического наследия поэзии Мутанабби
Первый период творчества поэта, который охватывает два десятилетия (928-948 гг.), минул в Сирии. Через то поэтический сборник этого периода был назван «Сирийскими стихами» («Шамийят»). В ранней поэзии Мутанабби ощущается значительное влияние периода тоски. Поэт выступает то, как тщеславный проповедник, едва не основатель новой религии, то, как выразитель бедуинского мировоззрения, которое готов возглавить кочевников в их разбойничьих набегах. Поэзия этого периода носит героический характер — неудержимое самовосхваление и прославления личной отваги чередуются в ней с описаниями битв, героем которых непременно есть сам поэт. В конце этого периода под влиянием неудач и разочарований в Мутанабби появляются первые минорные нотки, которые станут со временем обычными в его стихах.
В 948 г. поэт перебирается ко двору знаменитого алеппского властителя Хамданида Сайф ад-даули, покровителя многих литераторов и ученых. Здесь начинает второй период (948- 957 гг.) творчества Мутанабби. По свидетельству биографов, поэт был ближайшим другом Сайф ад-даули, сопровождал его в походах на Византию и против бедуинов-кочевников. Стихи, созданные им в этот период («Сайфийят»), составляют свыше трети его поэтической деятельности. В них поэт выступает исключительно как придворный панегирист.
При дворе Сайфа ад-даули поэт вынужденный был постоянно бороться со своими идейными неприятелями и литературными соперниками. Раздражение Мутанабби против придворных недоброжелателей переросло, наконец, в прямое столкновенье с одним из них, в результате которого Мутанабби вынужденный был покинуть Алеппо. Поэт отправился в Египет ко двору ихшидидского властителя, негра, евнуха Кафура, который враждовал из Хамданидами по поводу Сирии.
С пребыванием в Египте связанный третий период (957-962 гг.) творчества Мутанабби. При Кафури поэт выполнял роль придворного панегириста, всячески предотвращая перед нелюбимым покровителем. Тем не менее, в скором времени, разочаровавшись и в нем, Мутанабби втайне убежал с Египта и создал на Кафура несколько язвительных эпиграмм.
Последние годы жизни (962-965 гг.) прошли в блужданиях Ираком и Ираном. Поэт дважды побывал в Багдаде, в Арраджани (Южный Иран) и, в конце концов, в Ширазе — в Адуд ад-даули, придворным панегиристом которого он был около полгода. Тоска по родному Ираку заставила поэта оставить Шираз, и в сентябре 965 г. на пути к Багдаду он был убитый человеком, сестру, которой он высмеял в одном со своих стихов.
Творчество Мутанабби — вершина арабской панегирической поэзии. Во своих касидах-панегириках поэт с большим мастерством связывает в одно целое комплиментарную часть с воспеванием собственных добродетелей, яркие описания битв с жалобами на равнодушие к нему славленого лица и просьбами о вознаграждении. Традиционные образы старинных хасидов органически переплетаются с осложненными фигурами нового стиля, во время манипулирования которыми поэт обнаруживает чрезвычайную изобретательность и фантазию.
Свои собственные добродетели Мутанабби ценет очень высоко, зачисляя к ним и военную доблесть, и поэтический талант. Вообще для зрелого творчества Мутанабби, поэта с ярко выраженным личностным началом, типичными есть пессимистические мотивы одиночества, невозможности найти свое место в обществе и в общественном сознании того времени.
Особую роль в хасидах Мутанабби сыграют многочисленные лирически — философские отступления в форме поэтических сентенций. Гномическому характеру этих отступлений оказывала содействие характерная для средневековой арабской поэтики смысловая герметичность бейту, которая ограничивала поэтическое поле и побуждала поэта по возможности лаконичнее высказывать свои мысли или формулировать моральные постулаты. Сентенции Мутанабби пронизанные пессимизмом и отображают разочарование поэта, который осознал неосуществимость собственных жизненных идеалов и невозможность достижения личных целей.
Высокохудожественными в хасидах есть и эпические описания битв и походов, насыщенные оригинальными сравнениями и метафорами. Особенно часто и мастерски Мутанабби использовал любимый прием средневековых поэтов — контрастное противостояние понятий. Эффект контраста достигается объединением словесных пар из противоречивым значением, симметричным строением поэтической строки. Использование антитез и антонимов как поэтических фигур предоставляет строкам его хасид утонченности, лапидарности и экспрессивности.
Краткий обзор поэтического наследия поэзии Мутанабби