Краткое изложение о ранних годах обучения Крылова
По всем имеющимся сведениям, грамоте И. А. Крылова учила мать, она следила за его занятиями. Видимо, по ее настоянию Андрей Прохорович устроил сына учиться французскому языку. Но ненадолго.
Как только отец решил, что можно определить мальчика на службу, то не только прекратил занятия, а, как мы видели, даже стал запрещать ему читать книги. После смерти мужа Марья Алексеевна постаралась наверстать упущенное. Она пыталась пристрастить сына к чтению, стала учить его и французскому языку и даже игре на скрипке.
Некоторые исследователи считали, что ранняя служба Крылова при отце была фикцией, а когда тот умер, юноше пришлось служить на самом деле, чтобы кормить семью.
Мы считаем, что на самом деле было наоборот: при отце Крылов действительно служил, вынужденный бросить занятия, а оставшись с матерью, стал деятельно учиться, настолько забросив службу, что там совсем забыли о нем и спохватились лишь тогда, когда он стал переводиться в Петербург. Так же, как Ивана, Марья Алексеевна учила и другого, младшего сына, Левушку; он тоже был обучен французскому языку и игре на скрипке. Причем действовала Марья Алексеевна систематически, «составив себе план образования своих сыновей».
Мы судим о том, какую роль в воспитании Крылова сыграли его родители по свидетельству его современников. Сам же он избегал разговоров об отце. Впрочем, два исключения все же известны. Приведем из него отрывок: Он «был военным, следовательно, не имел постоянного местопребывания. Жена его и маленький сын везде сопровождали его в походной жизни.
Во времена Пугачева Андрей Прохорович Крылов — так звали отца нашего знаменитого баснописца-находился в одной из уральских крепостей, а жена его и сын жили в Оренбурге. …Оренбург не попал в руки злодея, и он сам был схвачен и отвезен в Москву. Когда все беспорядки прекратились, отец Крылова оставил военную службу и получил место председателя в Тверском губернском магистрате. Тогда учебные казенные заведения не были так благодетельно распространены, как теперь; тогда мало было средств для образования, особливо для людей недостаточных, французский гувернер считался тогда источником мудрости, из коего с жадностью черпали сомнительные сведения все, кто мог получить к нему доступ, и потому гувернер учил детей не только того дома, и котором жил, по и родственников, и знакомых этого дома.
Поучиться у француза-каждый считал за большое счастье.
Наше рассуждение о том, кем были для Крылова его родители, кто ИЗ них определил его судьбу, было бы неполным, если бы мы не обратились к его собственным воспоминаниям не только об отце, но и о матери. Крылов так говорил о ней: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». «От нее-то, кажется, он наследовал ум и прекрасные способности; ибо отец его был храбрый, но обыкновенный человек» .
Крылов о матери «никогда не мог вспоминать без сердечного умиления», Нельзя и тут обойти молчанием воспоминания Булгарина, который в 1845 году сообщил: «Воспитывался Крылов дома, по тогдашнему обычаю, т. е. был вскормлен и обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. И, А. сказывал мне, что этим обязан он своей матери, доброй, тихой и набожной женщине. Отец его был человек добродушный, храбрый, но крутого нрава и мало занимался семейством» , Карлгоф в 1843 году писали, что Крылов и «до сих пор вспоминает о матери как о первой радости, как о первом участии жизни».
Жил в этом городе. «Сверх двух монастырей и 29 церквей, из коих две токмо деревянные, находится в нем: императорский дворец, губернаторский, вице-губернаторский, архиерейский и комендантский дома, семинария, гостиный двор, дворянское училище, градская школа, сиротский дом и множество каменных домов, частным людям принадлежащих». Автор путеводителя с гордостью сообщал, что город стоит на Волге, которая у татар называлась Адель, «что вообще значит большую и богатую реку, какова и В самом деле она есть в рассуждении отправляемого по пей судоходства и доставления ею из отдаленных мест российских произведений»; перечислял самые замечательные городские строения. Для характеристики общего фона тверской жизни любопытно заметить, что в путеводителе дворянское училище обозначено после семинарии и напечатано слово «Семинария» с большой буквы, а «дворянское училище» — с маленькой.
В книге ничего не говорится о тверском дворянстве, о купечестве же сказано со вниманием: «Купечество сего города весьма зажиточно. Главный торг их состоит в закупке пеньки и хлеба в низовых и украинских городах, которые они отправляют водою на барках к Санкт-петербургскому порту; а притом в самом городе торгуют разными товарами».
Отсюда не следовало, что все тверские дворяне до 1779 года обучали своих детей в семинарии. Это делали лишь некоторые, а другие посылали их учиться, если хотели поближе, — в Москву, а то и в Петербург или попросту учили их дома.
Где же учился Крылов? Ясно, что не в гимназии. Она открылась для него слишком поздно. В «градской школе»?
Но и в нее отдавать И. А. Крылова было тоже поздно. Когда она открылась в 1776 году, Крылову было, как мы считаем, лет десять. А в первый класс принимали шестилетних.
Остается как будто семинария. Но он не учился и там. В книге «История Тверской духовной семинарии», где есть список всех учившихся в ней, Крылова нет.
Обычно пишут, что Крылов учился только на дому. А между тем есть иные свидетельства. Так, С. Н. Глинка, современник Крылова, в своих «Записках» пишет следующее: «Баснописец наш Иван Андреевич Крылов, окончив воспитание в Тверском училище, приехал в Петербург круглым сиротой».
Краткое изложение о ранних годах обучения Крылова