Краткое изложение романа Германа Канта «Выходные данные»
Роман Германа Канта «Выходные данные» начат упрямо взволнованным возгласом героя, главного редактора общественно-политического журнала: «Да не хочу я быть министром!» Давид Грот, интеллигент, вышедший из рабочей семьи и воспитанный партией, не помышляет о дальнейшем продвижении по службе. Он любит свою работу, свой журнал, все его планы связаны с тем, как сделать журнал еще содержательней, еще интереснее.
Но партия выдвигает его кандидатуру на пост министра, и он, оказавшись перед необходимостью решения, мысленно пересматривает всю свою жизнь, вспоминает и переоценивает пережитое. Яркое, многокрасочное повествование, вобравшее в себя большой и разнообразный жизненный материал, является в сущности спором героя с самим собой о том, имеет ли он моральное право занять этот пост и допустимо ли отказаться от него.
Роман Канта многопроблемен, жанрово многозначен. В драматических, а порой и комических эпизодах, всплывающих в воспоминаниях Давида, просматривается процесс формирования его характера. Так вырисовывается линия воспитательного романа, восходящая к давней немецкой литературной традиции. Роман может быть воспринят и как вариант романа карьеры, но отнюдь не традиционный, потому что здесь внешний успех героя вовсе не предполагает его внутренней деградации.
Давид счастлив сейчас, он в расцвете сил и живет полной, активной, творческой жизнью. В первую минуту он воспринимает сделанное ему предложение как угрозу разрушения достигнутого. Его пугает роль «слуги, наделенного всевластием», он не] уверен, что у него достанет необходимых для этой роли нрав-ственных качеств.
Ему вообще начинает казаться ложным всякое стремление стать кем-то другим, вместо того чтобы совершенствовать свое мастерство в уже избранном деле. Он не хочет новой роли, оберегая свою сущность, которой, как он убежден, идеально соответствует его нынешнее положение.
Герой «Выходных данных» Канта Давид Грот вдруг узнает, что его коллега по редакции Габельбах, к которому он привык относиться с уважением и доверием, в мае 1933 г., будучи студентом, принял участие в варварской процедуре сжигания на костре неугодных фашистам книг. Первое побуждение Давида — разоблачить Габельбаха. На партбюро ему, однако, разъясняют, что в жизни Габельбаха этот постыдный эпизод — которого он, кстати, не скрывал — давно уже стал только прошлым.
Заодно Давиду напоминают о его анархических действиях, о том, как он не однажды высказывал «средневековую склонность вершить судьбы человечества в одиночку», ему советуют поразмыслить о сложности времени, когда «все вперемешку», и о том, как важно при любых обстоятельствах ясно видеть особенности данного исторического момента.
В какой-то мере, может быть, скрывает он за размышлениями такого рода свой страх перед новой ответственностью. Но он думает также о том, что было пройдено страной, народом, им самим, прежде чем в его жизни гармония стала возможной. И вопрос о карьере Давида Грота из традиционной для литературы проблемы внешнего самоутверждения ценой отказа от внутренней сущности преобразуется в принципиально новую проблему взаимосвязи между развитием личности и ее ответственностью перед обществом.
Краткое изложение романа Германа Канта «Выходные данные»