Краткое изложение сюжета «Смерть в Риме»
«Смерть в Риме» — сложное многоплановое произведение. И заголовок его и содержание перекликаются с уже упоминавшейся новеллой Томаса Манна «Смерть в Венеции». В новелле Томаса Манна рассказывается о смерти писателя Густава Ашенбаха, оказавшегося в духовном и творческом тупике. В «Смерти в Риме» речь идет о композиторе Зигфриде Пфаф-фрате, который возрождается к жизни, когда фашисты, носители смерти, теряют власть. В этом романе умирает не ЗшЯ фрид, а его дядя, нацистский генерал Готлиб Юдеян, военный преступник, заочно приговоренный Нюрнбергским междуна-; родным судом и скрывавшийся от справедливого возмездия. В попытках спастись от ареста генерал скрывается в Африке, потом в Риме. Крах фашизма, которому он служил, ни в малой мере не изменил его. Он, как и прежде, живет привычкой к насилию, жаждой убийства.
Кеппен Рисует его ничтожеством, маскирующимся под величие. Генерал появляется на улицах Рима в большом черном автомобиле, похожем на гроб. «Что это, — иронически вопрошает писатель. — Не принц ли из «Тысячи и одной цочи»… или это какой-нибудь король-изгнанник?.. Не Одиссей ли это, пожелавший навестить богов?» Ответ гласит: «Нет, это не Одиссей, не принц, этот человек — палач. Он явился из царства мертвых, от него веяло трупным запахом; и сам он был смертью, грубой, пошлой, неповоротливой, бездарной смертью». Здесь, в Риме, генерал, захлебываясь от человеконенавистничества, строит планы новых убийств — строит вместе со своими единомышленниками, нацистскими молодчиками, шляющимися по римским кафе. Он успевает надругаться над одной женщиной и застрелить другую, прежде чем падает замертво к ногам бессмертных статуй в одном из музеев великого города.
Зигфрид Пфаффрат остро чувствует еще не отступившую угрозу смерти и вовне, и в самом себе. Он страшится жизни, потому что всюду, как он привык думать, его подстерегает смерть. Зигфрид пишет симфонию, в звуки которой вкладывает (как и Леверкюн в «Плач доктора Фауста») признание в собственном бессилии перед лицом зла. Но сидя в концертном зале и слушая свое произведение, исполняемое оркестром, он начинает испытывать неприязнь к партеру, аплодирующему этой музыке, и сочувствие к галерке, к сидящим там студентам и рабочим, освистывающим его незадачливое детище. Зигфрид переживает переоценку ценностей, и в этом залог его духовного выпрямления, его поворота к мужеству, к жизни.
В образе Зигфрида намечается тема испытания и личной ответственности, ставшая в 60-х гг. одной из центральных тем гуманистической литературы. Романы, обращенные к этой теме, во многом сходны с произведениями, основанными на воспитании, традиционном для немецкой литературы. Но акцент в них, как правило, делается не на духовной эволюции героя, а на моменте осознания ответственности. Сюжет строится на каком-то одном событии или же на едином цикле событий, поворотных для героя и подвергающих проверке его человеческие качества. Эти события, происходящие в настоящем, активизируют воспоминания и размышления о прошлом. Отойдя от них во времени, анализируя и заново оценивая их, герой по-новому осознает и свою ответственность за то, что происходило и происходит рядом с ним. Время непосредственно изображенного действия в таком романе зачастую предельно сужено (одна неделя, один день, один час), но иной раз он охватывает события многих десятилетий.
Такой роман часто имеет форму исповеди или дневника, В нем все пропущено через внутренний мир героя, и оттого сильна лирическая струя. Это роман и глубокого интеллектуального содержания, социальной напряженности — в нем ставится вопрос об ответственности человека перед своим временем и историей.
Краткое изложение сюжета «Смерть в Риме»