Краткое содержание «Повести об Ионе»
Теперь хорошо вспомнить и блаженного нашего пастыря Иону, в кратком хотя бы слове. Вот ведь и недолго пришлось ему украшать архиерейский престол Великого Новгорода — три только года, — но успел он проявить великую доброту и благость и всем запомниться.
Дитятей был еще сей блаженный Иона, а Бог уже избрал его для святительства.
Иона рос сиротой — рано потерял он родителей, и только одна сердобольная вдова пожалела отрока, взяла его к себе и воспитывала как родная мать. Она-то и отдала его дьякону, чтоб учился грамоте и Священному Писанию.
Бедно жили они, и к сиротству добавлялась еще и телесная его хилость: болезненным рос он. Оттого и привык к кроткому поведению и тихому нраву, не осмеливался приближаться к шумно играющим детям, а стоял в сторонке и кротко улыбался их веселию.
Однажды через город прошествовал честной Михаил, юродивый в миру, но мудрый о Боге. Шел он по Великому Новгороду в первый раз, никто еще не знал его как Божьего человека, и мальчишки издевались и надсмеивались над ним.
И вот идет блаженный Михаил, не обращая внимания на насмешки детей, и вдруг сворачивает за угол улицы, туда, где стоял сей кроткий отрок. Уже смеркалось, как он его и углядел-то?! Значит, все видел Божий человек своим внутренним зрением.
«Иван, — окликнул он отрока (а именно так назвали отрока при рождении, и Ионой-то он стал уже потом, в монастыре), — Иван, учи святые книги, будешь великому этому городу архиепископом». Обнял сироту и отошел.
Как он узнал, что звать его Иваном? Так же, духовными очами, как прозрел и то, что случится через много-много лет. И книги велел учить, ибо святителю много надо потрудиться в постижении Божественного слова.
Но вот проходит время, давно уже почил блаженный Михаил, и к самому Ионе уже старость подошла, а пророческое предсказание все не сбывалось. Но не бывает такого, чтобы слово Божьего человека проходило мимо и не исполнилось: по смерти архиепископа Евфимия жребием и волею всех людей, и решением всего собора избран был Иона. И возвели его на епископию, радуясь и любуясь его добронравием и добродетелями. И стал Иона образцом благообразной жизни, обратил очи свои на бедных, и на сирот, и на вдовиц, и на убогих. И, видя добрые дела его, славили все Господа.
И строил Иона церкви, и весьма украшал их, приглашая искуснейших мастеров — художников и иконописцев. Много радел он об Огенской пустыне, в которой когда-то проходило его монашеское послушание. И о почитании угодников Божиих заботился он, поручая Пахомию-сербу составлять каноны и писать жития.
А когда позвали архиепископа Иону великий князь Московский Василий и митрополит тезоименитый ему, тоже Иона, то, несмотря на тяготы и болезни, приехал святитель в Москву. Великий князь Василий зол и сердит был на Новгород; Иона же много говорил в утешение Василию и дарил подарки, чтобы отвести грозу от своего города.
И предсказал святитель Иона сыну Василия, князю Ивану, освобождение от татар, если будет он отечески смотреть на ломанных. Князь же Василий, зная силу пророческих слов Иониных, очень рад был слышать это.
И вот оба святителя, оба Ионы, и московский, и новгородский, стали усердно молиться, чтобы получить свободу от татар. Только вдруг святитель новгородский заплакал. Все очень дивились и желали знать причину слез его. А печаловался Иона о судьбе родимого Новгорода: провидел он духовными очами горькие времена, гибель свободы, и насилие, и потопление в крови, — просил, чтобы при жизни его дал Господь его городу мир, тишину и благоденствие людям.
И отпустили Иону с почестями и благословением; мудрость, кротость и благодетельный нрав старца заслужили ему всеобщую любовь.
Когда же скончался князь Василий, сын его Иван, приняв княжеское знамя, сразу же послал послов в Великий Новгород, прося Иону молиться всесильному Богу, чтобы освободиться Руси от власти ордынских царей.
Архиепископ же Иона в ответ подтвердил, что Господь низведет Орду, но только и сам князь пусть живет честно, правит без бечинств и не мучит данью братий своих. И так не только московские князья, но и все другие соседние земли крепко любили и почитали архиепископа Иону и жили с Великим Новгородом в мире. И земля Новгородская в те дни пребывала в полной тишине и не слышно было войн.
А когда занемог и преставился святитель Иона, сотворили над ним подобающее пение, а тело его честное положили в дубовый ковчег и покрыли доскою, надписавши год, месяц и день святителева преставления, и поставили в церковь Иоанна Предтечи, которую сам Иона и построил, и украсил.
Землю же до сорока дней — пока пелись панихиды — не засыпали. А так как тело и после сорока дней не издавало запаха, то решили и тогда не засыпать гробницы, а только заложить дубовыми досками. Ибо верили в добрую жизнь его и надеялись, что не будет смрада от тела его, как то с другими мертвецами бывает. И вот год прошел, и другой после успения его, а до сих пор никто запаха тления не услышал. И стоят, и поют над гробом его; и множество исцелений свершается тут.
Краткое содержание «Повести об Ионе»