Краткое содержание притч Кирилла Туровского
Ы
Притча о душе и теле
Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении.
Оратор и проповедник Кирилл Туровский (XII в.) использует в своей притче известный сюжет о душе и теле, которые выступают здесь в образах слепца и хромца. В этом произведении интерес представляет не сам сюжет, так как он традиционный, а его толкование (тоже традиционное по сути, но написанное на высоком художественном уровне).
Некий домовитый человек, под которым автор подразумевает Бога Вседержителя, насадил виноградник. Пища — это слово Божие, а незатворенные врата, которые оставил домовитый человек, — устроение Божьей твари. Далее автор объясняет, что хромец есть тело человеческое, а слепец — душа. Домовитый человек нанимает их обоих сторожить виноградник, думая, что они не смогут украсть сами и поэтому будут хорошими сторожами. Но хромец и слепец договариваются, что слепец понесет хромца на руках, а тот будет указывать дорогу. Таким образом сторожа обкрадывают своего хозяина. Домовитый человек повелевает прогнать их со службы, а они, обвиняя во всем друг друга, пытаются оправдаться.
Эта притча завершается также толкованием, но уже сконцентрированном в одномабзаце: если преступает человек заповеди Божии (вданной притче — ограду виноградника), за что его осуждают на смерть, то сначала к Богу приходит душа. Она пытается отпираться и говорит: «Не я, но тело все эти грехи совершило». Поэтому жеблюдет Бог души до второго пришествия. А когда придет время Страшного Суда, душивойдут в тела и примут то, что каждому положено.
Повесть о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии
Сюжет произведения восходит к одному из апологов «Повести о Варлааме и Иоасафе». Этот памятник, как и другие притчи Кирилла Туровского, построен на толковании аллегории. Главный герой «Повести» — царь. Про него рассказывается, что он, будучи добрым и милостивым к своим людям, был беспечным. Он не боялся, что на него могут напасть, и поэтому не держал ратного оружия. Все время царь проводил с многочисленными советниками и друзьями. Но однажды ночью в городе поднялся мятеж. Царь не в состоянии разобрать, что случилось: мор, потоп, некий недуг или недовольство властью.
Для того, чтобы узнать, что случилось, царь выходит со своими советниками в город, но так ничего и не понимает, ему не удается узнать причину волнений. Среди советников Царя есть один благоразумный советник, который приводит царя и его дочь к большой горе. В горе царь видит пещеру, из оконца которой сияет светлая заря. Посмотрев в оконце, царь замечает внутри пещеры жилище, где сидит некий муж, одетый как нищий, а подле него жена, поющая дивные песни. Перед ними стоит Некто красивый и высокий, угощает их и черпает для них вино. Царь, посмотрев на это, воскликнул, что в этой потаенной жизни веселятся лучше и честнее, чем в его державе.
Автор сам подробно истолковывает использованные им аллегорические образы: город — это человек; царь — его ум (достаточно распространенный образ в древнерусской литературе); ратное оружие — пост и молитва, телесная чистота; советники и друзья — житейские мысли, не дающие возможности задуматься о смерти; ночь — слепой мятеж земного мира; благоразумный советник — печаль житейская; дочь царя — душа человеческая; гора — монастырь; приход к горе — принятие человеком обета Богу; муж, одетый как нищий, — инок, иноческий чин; жена, поющая дивные песни, — память о смерти; Некто красивый и высокий — сам Христос; угощение и вино — причастие. Таким образом, дидактика «Повести» заключается в прославлении «потаенной» жизни, то есть монашества. В произведении четко прослеживается идея приоритета духовной власти над светской.
Краткое содержание притч Кирилла Туровского