Креонт и Антигона
Трагедия «Антигона» — одно из самых известных произведений знаменитого древнегреческого трагика Софокла. Сюжет «Антигоны» относится к так называемому фиванскому циклу — рассказывает о последствиях войны против Фив. Новый правитель Фив царь Креонт не смог простить одного из своих племянников — Полиника, который пошел войной против родного полиса. Полиник погиб, сражаясь со своим родным братом — Этеоклом, мужественно защищавшим Фивы.
Креонт запретил родным Полиника предавать тело этого воина земле. Для царя он был лишь предателем, посмевшим посягнуть на самое святое — на свою родину. Однако для сестры Полиника и Этеокла — Антигоны — это, прежде всего, ее братья, ее семья, ее род, законы которого она должна чтить. Поэтому героиня решается на неслыханную дерзость и смелость — пойти против воли Креонта и похоронить тело Полиника: Как, — хоронить запрету вопреки? Да — ибо это брат и мой и твой.
Не уличат меня в измене долгу. Антигона совершает это, хотя знает, что ей может грозить самая страшная кара. И вот, когда тело Полиника было наконец покрыто тонким слоем земли, героиня попадется в руки могильного сторожа и предстает перед Креонтом: Нет, не в досаду мне такая участь.
Но если б брата, что в одной утробе Со мной зачат был — если б я его, Умершего, без чести погребенья Оставила — вот этой бы печали Я никогда осилить не смогла. Она смело признается во всем царю, утверждает свою правоту и открыто противоречит Креонту. А царь видит в поступке Анигоны не только ее личное неповиновение, но и протест против него всего фивского народа. Поэтому он приговаривает героиню к смерти в каменном склепе.
Важно, что Антигона до конца остается верной себе. Она не боится смерти, потому что уверена, что выполнила свой главный долг и умрет с чистой совестью: Что ж, идем; я готова. О боги отцов! Вы простите — прости ты, родная земля! О, смотрите, фиванцы!
Царевна идет — Остальная наследница древних владык. Вот судья мой — и вот преступленье мое: Благочестию честь воздала я! Совсем по-другому ощущает себя Креонт. Он находится в растерянности и смятении — потому что знает о недовольстве народа и слышит пророчества старца Тиресия. Тиресий предупреждает Креонта — он ставит под угрозу свое правление несправедливым поступком с Антигоной и Полиником. Боги прогневались на царя, и его ожидают страшные бедствия.
Напуганный и сломленный, Креонт решает освободить Антигону. Однако поздно — героиня покончила жизнь самоубийством. И эта смерть стала началом жестокой кары Креонта. Перед трупом Антигоны себя убивает сын царя Гемон, а затем и жена Креонта — Эвредика — кончает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына. Таким образом, в этой трагедии противоборство Креонта и Антигоны заканчивается победой Антигоны.
На чаши весов Софокл ставит закон государя и закон рода, который заложен высшими силами, богами. Антигона, которая выражает волю богов, становится победительницей. Это настоящая героиня с сильным, решительным, смелым характером, способная противостоять даже царю.
Креонт же предстает в этом произведении как человек, поставивший себя наравне с богами, позволивший себе нарушить высший закон. За это Креонт заплатил самую дорогую цену.
Креонт и Антигона