• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Критика крепостничества, обличительный пафос «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева

 

Критика крепостничества, обличительный пафос «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева

Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.

А. Н. Радищев

План

I. Екатерина II о «Путешествии из Петербурга в Москву».

II. Обличение пороков общества в «Путешествии…».

1. Влияние Крестьянской войны 1773-1775 годов на мировоззрение писателя.

2. А. Н. Радищев — представитель сентиментализма в русской литературе.

3. Основная идея «Путешествия…».

4. Изображение императорского двора в «Путешествии…».

5. Радищев о положении крепостных крестьян.

III. «Нет истины, где нет любви».

А. С. Пушкин писал о Радищеве, что он действовал «с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью». Императрица Екатерина II высказалась о его книге выразительно и энергично: «Тут царям достается крупно», «Сочинитель не любит царей», он «бунтовщик похуже Пугачева».

Имя Пугачева возникает не случайно. Политические взгляды Радищева сформировались в период Крестьянской войны 1773-1775 годов. Причина, заставившая его забыть об интересах сословия, к которому он принадлежал, и сочувствовать восставшим крестьянам — совесть, заставляющая болезненно воспринимать всякую несправедливость, стыдиться собственного благополучия при мысли об угнетенном, страдающем народе.

А. Н. Радищев — представитель сентиментализма в русской литературе. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано под влиянием «Сентиментального путешествия» Л. Стерна. Русский писатель заимствовал не только форму путевых записок, его привлекали идеи французского писателя-сентименталиста: мысль о самоценности, неповторимости человеческой личности. Стерн считал, что ценно лишь то, что находит отзыв в сердцах людей, утверждает родство и сочувствие между ними. А Радищев указывает на то, что мешает всему этому.

Радищев утверждает, что люди, непрямо взирающие на предметы, а значит, и на смысл своей жизни, оказываются творцами собственных несчастий. Цель произведения — призыв к добру и человечности; средство для достижения этой цели — обличение пороков общества и борьба с ними.

Основная идея «Путешествия из Петербурга в Москву»- обличение крепостничества и убеждение в необходимости его уничтожения. Форма путевых записок дает возможность писателю показать широкую панораму общественной жизни, изобразить всю Россию от дворца императрицы до крестьянской избы.

Глава «Спасская полесть» построена как развернутая аллегория, рисующая нравы императорского двора. Путешественник видит себя во сне царем, окруженным толпой раболепных, льстивых придворных, и только Прямовзора, или Истина, снимает пелену с глаз царя и показывает его «хищность, зависть, коварство и ненависть» в глазах окружающих, кровь и слезы, которыми «замараны… блестящие одежды». Подобно Прямовзоре, Радищев стремится открыть глаза власть предержащих, разбудить их совесть, сочуствие к народу.

Екатерина II утверждала, что «лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной». Герой Радищева, путешествуя по России, показывает, какова же на самом деле жизнь народа. В главе «Медное» описана продажа крестьян за долги помещика; с болью говорит автор о судьбе каждого из крепостных. Крестьянские типы, изображенные в произведении, не идеализированы, но изображены с искренней симпатией. В главе «Любани» встречаем крестьянина, пашущего в воскресный день, потому что другого времени для работы на свою семью у него нет. «В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину», — говорит он путнику.

Поразительны и его трудолюбие, и безропотность, покорность: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро». «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение!» — восклицает путешественник. Но одного осуждения недостаточно для справедливого устройства общества, нужны радикальные меры, считает автор. Изображая бедственное положение крестьян, Радищев грозит дворянству новым Пугачевым: «Колокол ударяет…

Смерть и пожигание нам будут посул за нашу суровость и бесчеловечие». Ода «Вольность», помещенная в главе «Тверь», содержит призыв к восстанию, к уничтожению «мучителя венчанна» насильственным путем.

«Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви», — говорил А. С. Пушкин. «Путешествие из Петербурга в Москву» проникнуто и обличительным пафосом борьбы с самодержавием, и горячей любовью, сочувствием к простому народу. В этом сила произведения первого русского революционера, писателя Александра Николаевича Радищева.



Критика крепостничества, обличительный пафос «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева

Другие сочинения по теме:

  1. Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Путешествие из Петербурга в Москву Радищев А Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Для многих поколений русских...
  2. Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Для многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание «Путешествия из Петербурга в Москву» автор был приговорен...
  3. Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении...
  4. Рассказ о творческой истории «Путешествия и Петербурга в Москву» Замысел книги, по всей вероятности, восходит к тому периоду, когда Радищев возвратился из Германии и стал служить в Сенате. К...
  5. Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Для многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание «Путешествия из Петербурга в Москву» автор был приговорен...
  6. Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Он был первым в России дворянским революционером, возвысившим свой голос в защиту угнетенного крестьянства и осудившим крепостничество. Он был итогом...
  7. Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции — София. С трудом разбудив смотрителя,...
  8. Почему жанр произведения А. Н. Радищева «путешествие?» Сегодня на уроке литературы я познакомилась с произведением А. Н. Радищева «Путеществие из петербурга в Москву» Повесть была опубликована в...
  9. Краткое содержание Путешествия из Петербурга в Москву. Краткое изложение текста А. М. К. Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу....
  10. Путешествие из Петербурга в Москву краткое содержание Радищев А. А. М. К. Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать...
  11. К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева. Краткое изложение текста «Он смело правду говорил…» «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? — Я тот же, что и...
  12. Образ путешественника в поэме Радищева Опыт путешествия — крепостническая действительность, обнаженно представшая перед глазами героя, встречи с жертвами самодержавно-крепостнического строя убеждают его в несостоятельности надежд....
  13. Литературно-критическое наследие Радищева Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Литературно-критическое наследие Радищева невелико. К области критики в собственном смысле слова относится только его статья «Памятник...
  14. Книга Радищева — обвинительный акт против целого класса Радищев подчеркивает, что никакие добродетели не свойственны дворянству. Нравственная порча отравила этот класс. Разврат, продажность, бескультурье, жестокость — свойства помещиков;...
  15. Историко-литературное значение лирических произведений Радищева Произведения А. Н. Радищева появились в печати с некоторым запозданием. В 1807-1811 гг. его сыновьями и почитателями было выпущено «Собрание...
  16. Поэзия Радищева Радищеву создал двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским...
  17. Оригинальность и своеобразие исторических воззрений Радищева и Карамзина Значение русской литературы XVIII века не исчерпывается даже тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени...
  18. Сравнительная оценка экономических теорий А. Радищева и Н. Чернышевского Современная российская промышленность — добывающая, обрабатывающая — с большими и малыми фабриками и заводами, крупными комбинатами, гидро — и атомными...
  19. Экономические взгляды Радищева и Чернышевского Экономические взгляды Радищева и Чернышевского Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — выдающийся революционный мыслитель второй половины XVIII в. Он был первым...
  20. Творческий метод сентименталистов (пафос сентиментализма) Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют...
« Аппликация. Цветы в вазе из цветной бумаги для старшей группы
Ричард III краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения