Критика, утопия, разочарование
Со второй половины послевоенного десятилетия на общественной арене появилось новое, сознающее свой социальный долг поколение писателей. Для него война и фашизм все больше становились лишь исходным пунктом
Для художественного отображения настоящего. Ответственность писателя, связь литературы с политикой были для них важными вопросами, однако и враждебность к идеологии давала о себе знать.
Для П. Целана, И. Бахман, П. Рюмкорфа, Г. Б. Фукса, К. Меккеля, Г. М. Энценсбергера, Г. Грасса и других с самого начала общество, а не, скажем, природа, было исходным пунктом эстетической концепции. Художественное творчество они связывали с нравственными требованиями и сторонились эстетизма. Критически изображая действительность, охотно прибегая к сатире и иронии, они опирались на утопические представления об обществе.
Решительным обличением фашистского прошлого проникнуто творчество Пауля Целана (1920-1970).
Целан родился в бывшей Буковине (Румыния) и, как только началась война, был интернирован в немецкий трудовой лагерь. Его семья была уничтожена в концлагере. После войны поэт долгое время жил в Париже, работал учителем, занимался переводами. В 1970 году он кончил жизнь самоубийством.
Целан получил известность прежде всего своим стихотворением «Фуга смерти» из сборника «Песок из урн» (1948) — глубоко впечатляющее поэтическое изображение преследования и уничтожения евреев фашистами:
Черное млеко рассветной зари пьем мы ночью
Пьем тебя днем смерть маэстро немецкий
Пьем тебя утром и вечером пьем
Смерть маэстро немецкий глаза голубые
Пуля его попадает без промаха в вас
В доме золото кос Маргарита твоих человек поселился
Свору спускает на нас одаряет могилой небесной
С гадюками ладит и грезит о смерти маэстро немецкий
Золото кос Маргарита
Пепел волос Суламифь
Та же тема, но уже как мотив памяти о смерти, воспоминания о прошлом ради настоящего звучит в книгах Целана «Забвение и память» (1952), «От порога к порогу» (1955).
Уже в «Фуге смерти» у Целана проявляется своеобразное, далеко идущее в своей автономности мотивирование и видение мира, что делает его стихи труднодоступными, а в таких сборниках, как «Решетка языка» (1959), «Роза никому» (1963), «Смена дыхания» (1967), «Нити солнца» (1969), «Неизбежность света» (1970), оно становится еще более обособленным. При получении премии имени Георга Бюхнера (в 1960 г.) Целан так определил свою поэтическую позицию: он исходит из диалогиче ской сути стиха, но не может преодолеть бессилие языка, которое обусловлено бессилием бытия.
Ингеборг Бахман (1926-1974), урожденная австриячка, поначалу нашла своего читателя в Германии. Главная ее тема звучит уже в названии стихотворного сборника «Отсроченное время» (1954). Но и в сборнике «Призыв к Большой Медведице» (1956) речь идет прежде всего о времени, о настоящем и недавнем прошлом, которое осталось непреодоленным. Угрожающие приметы современности, сознание того, что живешь между войнами, заставляют ее воспринимать время только как «отсроченное»:
Наступят дни пожесточе.
До времени отсроченное время
Заалело на горизонте.
В многочисленных вариациях эта тема появляется вновь — в стихах, радиопьесах и прозе. Это выражается и в утверждении бренности всех связей, в поисках иных форм человеческого бытия, в предотъездном настроении, в котором постоянно находятся ее герои. Они провозглашают другой жизненный принцип, отличный от существующего, жаждут преобразований, перемен; Ингеборг Бахман изображает все это как утопию.
В 1952-1956 годах Вернер Ригель (1926-1956) и Петер Рюмкорф (род. в 1929 г.) издавали в Гамбурге литературный журнал «Цвишен ден кри-ген» («Между войнами»). В нем они
Пропагандировали свою художественную концепцию, «финизм», в котором
Нашли отражение глубокие впечатления о войне, сознание несостоявшегося обновления, ощущение своей «запятнанности». Разочарование и безнадежность пронизывают их первый совместный поэтический сборник «Пламенные стихи» (1956). В вышедших затем книгах Рюмкорфа «Земное удовольствие в (1959), «Фокусы» (1962) доминирует вызывающе пессимистический, полный скепсиса тон.
Критика, утопия, разочарование