Кто Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина?
А. Н. Островского можно назвать драматургом-новатором. До его появления в отечественной драматургии было всего три имени: Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Островский не только в совершенстве овладел этим сложным литературным жанром, но еще и привнес в него новых героев. Сам писатель родился и вырос в Замоскворечье, где на протяжении многих лет селилось купечество и простой люд .
Жизнь этих людей и стал отображать Островский в своем творчестве. Благодаря мастерски прописанным характерам и образу жизни, писателя назвали «Колумбом Замоскворечья». Одна из самых известных пьес Островского — «Гроза». Здесь показывается жизнь, быт, нравы маленького городка Калинова.
Именно в этой пьесе появляется персонаж, вызвавший неоднозначные отзывы критиков, — Катерина. Катерина — невестка знатной купчихи города Калинова Марфы Игнатьевны Кабановой. Светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная натура, Катерина никак не может вписаться в домашний круг купчихи-тирана и самодура. В доме Марфы Игнатьевны «все как будто из-под неволи». Здесь все построено на лжи, обмане, покорности, лицемерии.
Кабаниха требует полного подчинения домочадцев, соблюдения норм и порядков Домостроя. Катерине невыносимо находиться в такой атмосфере. С детства она привыкла находиться в атмосфере любви, тепла, искренности. Героиня рассказывает Варваре, как посещала церковь, занималась вышиванием, молилась, общалась со странницами и богомолками. Все это было наполнено радостью, светом.
Катерине снились чудесные, удивительные сны, в которых являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные». По словам Добролюбова, Катерина «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…». В Катерине подчеркивается ее духовное начало, стремление к красоте. Катерина религиозна, но это не имеет ничего общего с религиозностью Кабанихи.
Героиня верит в высшие силы, и это наполняет ее душу светом, счастьем, восторгом. В доме Кабанихи же религия призвана устрашать людей, угнетать их дух в ожидании неминуемого наказания за всевозможные прегрешение. Постоянно подчеркивается, что Катерине тяжело жить в доме купчихи. Дети Марфы Игнатьевны приспособились к ее тираническому характеру, они нашли выход в молчании и лжи.
Но для Катерины такое решение невозможно. В разговоре с Варварой она признается: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Не может Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею.
Что народ-то смешить». Можно легко предположить, что Кабаниха постоянно нападает на свою невестку именно потому, что чувствует в ней силу, способную ей противостоять. Варваре Катерина говорит следующее: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!
Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» Показателен и другой ее рассказ Варваре, связанный с детством: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Мы видим, что Катерина отличается страстным, горячим характером. И вполне естественно, что семейная жизнь ее тоже не принесла героине ни малейшего удовлетворения.
Она была готова любить и уважать своего мужа, если бы только он мог ей дать для этого малейший повод. Но Тихон слаб и безволен. Он не представляет собой ничего, безумно боится своей матери, предпочитает ей не перечить и напиваться при любой возможности. Но в душе Катерины по-прежнему есть жажда любви.
И со всей душевной искренностью героиня влюбляется в Бориса, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, не похожим на окружающих. Катерина тяжело переживает свою тайную страсть. Ведь измена — большой грех, это претит ее чистой душе.
Но жажда другой, лучшей жизни, с которой у нее ассоциировался Борис, берет верх, и Катерина начинает с ним секретно встречаться. Сознание совершенного греха еще больше мучает героиню. В ее душе произошел трагический надрыв. Измена не только грех с точки зрения христианства, но и предательство ее собственных устоев, представлений о морали, добре и зле.
Возможно, у Катерины еще был шанс на счастье. Она просила, умоляла Бориса увезти ее из этого города, от этих людей. Героиня предчувствовала свою страшную кончину. Но Борис слишком озабочен своим наследством.
Он не смеет перечить дяде. Можно сказать, что герой предает Катерину. Героине уже нет спасения. Она признается в измене, понимая, что жить так больше не сможет. Трагедия положения Катерины заключается в безысходности.
Даже если бы люди простили бы ее поступок, если бы она уехала с Борисом, то все равно не нашла бы покоя своей душе. Ведь этой изменой она предала, в первую очередь, себя. И выход здесь, пожалуй, один… Катерина бросается в Волгу.
Катерина никак не является слабовольной женщиной. Ее характер, решительность ни раз подчеркиваются по ходу пьесы. Героиня не смогла жить в удушающей атмосфере «темного царства». Ее поэтическая натура протестовала против деспотичности, глупости и бездуховности окружения.
Но последней каплей для бедной женщины стало ее предательство своих же собственных принципов и устоев. Этого Катерина выдержать уже не смогла.
Кто Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина?