У большинства людей в окружении есть хотя бы один такой человек: горячо любимая свекровь; не очень любимый за глаза начальник; невыносимая коллега из соседнего отдела; заклятая подруга, с которой иногда все равно приходится общаться, как бы неприятно это ни было… Вроде бы, открытого конфликта интересов с этими людьми нет, и вы его не хотите. Общение полностью прекратить на данный момент тоже нельзя.
И все-таки каждый раз: неприятные намеки, шпильки в ваш адрес, открытые наезды, попытки нагло использовать или как-нибудь да принизить. Иногда кажется, что за общение с такими людьми в пору выдавать молоко «за вредность». Однако пока подобных льгот не предвидится и остается открытым вопрос: что же делать с «врединами»?
Философия песочницы Среди детей всегда найдутся несколько, кому очень нужно высыпать кому-то на голову песок, поколотить или обозвать. Не из мести или обиды, а «чтобы боялись». Однако Дети вырастают, а в мире взрослых колотить всех подряд и кричать на весь двор дразнилки уже как-то не принято. Точно также как один вредный детсадовец находит себе одну постоянную «жертву», взрослый «вредина» нуждается в своих жертвах на работе, в семье или в кругу друзей.
Для этого в его распоряжении есть много способов. 1) Контроль над вашей жизнью: «вредина» пытается стоять над душой, специально испортить вам выходные, специально задержать на работе. Чтобы это удавалось лучше, «вредина» пытается понизить вашу самооценку: нет-нет да и скажет что-нибудь, что унизит собеседника. 2) «Вредина» хочет принимать за вас решения о карьере или семье, при сопротивлении обвиняет в черной неблагодарности и глупости, требует от вас жертв ради карьеры, семейной жизни, отношений с ним или мира во всем мире. 3) Даже если «вредина» предлагает помощь, она редко полезна и никогда не безвозмездна.
Плата за это: повиновение «вредине» и, как правило, скрытые планы использовать вас для своей пользы. 4) «Вредина» пытается доминировать всегда и везде. Например, во время разговора, он перебивает и «наезжает» на каждого, кто не согласится с его мнением. «Вредины» всегда делают вид, что играют во «взрослые» игры: выполнение рабочих задач, составление планов, дружба.
Но для них это только маска, за которой стоит попытка доказать, что его совочек круче всех, и именно он в этой песочнице все еще главный. Чего категорически нельзя делать В деле общения с «врединами» любого типа есть несколько типичных ошибок, которые и позволяют им вывести окружающих из равновесия, приводят к эскалации конфликта или нагружают лишним бременем: — никогда нельзя менять свои планы под напором «вредины», измените один раз, потом это придется делать постоянно; — никогда нельзя защищаться, оправдывать себя и свое поведение; — никогда нельзя просить, умолять — агрессию «вредины» это не остановит; — никогда нельзя злиться, вступать в спор и проявлять агрессию, поведение «вредины» это не изменит, но сделает вас в его глазах неправым; — никогда нельзя извиняться за то, что не было в реальности вашей ошибкой или виной, для «вредины» извинения значат признание вины, они приводят только к повышению уровня «вредности»; — никогда нельзя доверять всему, что говорит «вредина», он не будет до конца искренним. Главное — не надо опускаться до его уровня. «Вредное» поведение, скрытая агрессия в общении, как плохая привычка — начать легко, а отвязаться потом крайне сложно. Игнорируйте «вредин» Временами лучшая тактика в общении с «врединами» — осознанное игнорирование.
Со многими с детьми в песочнице срабатывает то же самое. Для этого можно: — вести себя так, как будто «вредина» ничего не сказал ; — поблагодарить за ценное мнение, но никак не ответить на него; — быстро ответить, например, сказав: «Нет, я с этим не согласен», а затем сразу же переключиться на другую тему; — если «вредина» орет, то можно сказать: «Я вернусь, когда ты немного успокоишься»; — вместо того чтобы отвечать на очередные претензии, можно спокойно сделать поведение «вредины» явным: «Почему ты всегда пытаешься вызвать у меня вину по этому поводу?», «Ты говоришь всем, что я — … По какой причине ты это делаешь?», «Это ужасно, так отзываться о людях. Зачем ты так поступила?», «Ты сейчас специально пыталась нагрубить, или просто проявила бесчувственность?» Проявляйте сочувствие Встречая очередной «наезд», можно успокоиться, и постараться ответить на него так же, как на обычный разговор. Весь секрет в том, что «вредина» готов к тому, что вы «сдадитесь», начнете оправдываться или проявите агрессию.
Но если вы будете применять техники обычной, не конфликтной беседы, то это сразу выбьет почву у него из-под ног. — Попробуйте проявить «активное слушание» — максимально спокойным, монотонным голосом перескажите все, что вы только что услышали, можно по желанию добавить фразу «Правильно ли я понимаю, что…». — Если за вашим пересказом последовала новая атака, просто повторите то же самое, сохраняя спокойный тон. Действуйте так, как будто человек делится с вами личными проблемами, а не пытается на вас «наехать». После этого, можно задать конкретный вопрос: «Ты хочешь поговорить об этом?». — Старайтесь задавать максимально простые вопросы: «Что ты хочешь, чтобы я сделал по этому поводу?». После «наезда» всегда выдерживайте паузу, а если «вредина» не отвечает на вопрос, повторяйте его спокойным тоном столько раз, сколько потребуется. Лучше всего сделать вопросы максимально сочувственными: «Может быть, ты расскажешь, почему для тебя это так важно?», «Ты сказал, что я — …
Как именно ты пришел к такому выводу?», «Я вижу, как ты этим расстроена, что тебя огорчает больше всего?» — Если «вредина» все-таки сделал конкретное предложение — дайте свой ответ . Если ответ «нет», будьте готовы повторить это несколько раз, не вдаваясь без необходимости в детали: «Я уже сказал — нет», «Как я уже сказала, мой ответ — нет», «Ты меня как будто не слышишь, мое решение — нет». После этого сразу завершайте разговор.
Добавьте немного юмора Юмор, в первую очередь, защитит вас самих от агрессии и снижения самооценки. Для этого можно: — во время «наезда» не сосредотачиваться на нем, а искать, что забавно и смешно в поведении «вредины»; — повторить то, что говорит «вредина», и задавать ему вопросы с удивлением и улыбкой; — преувеличить то, что говорит «вредина» доведя его утверждения до полного абсурда: «Да, это все моя вина. Я виноват во всем. Теперь из-за меня пострадают многие люди, их жизни никогда не будут прежними, их надежда на счастье полностью разрушена. И все только из-за меня»; — посмеяться над собственными недостатками и ошибками, представить их в забавном свете, это автоматически покажет непропорциональность претензий «вредины»; — время от времени благодарите «вредину»: «Общение с тобой так многому меня научило», «Наша совместная работа действительно закалила мой характер».
Противостояние «врединам» никогда не бывает простым, но и на карту поставлено не так уж мало. Такая «социальная вредность» может подорвать самоуважение, привить чувство беспомощности, изоляции и некомпетентности на всю жизнь. Важно не забывать, что общение со своими «врединами» — это всегда дополнительный стресс, поэтому важно относится к нему соответственно и сознательно компенсировать тем общением, которое придает вам силы и уверенность в себе.
Другие сочинения по теме:
Дидактический материал по русскому языку. 5 классЗадание 1. Образуйте, если возможно существительные женского рода. Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик, композитор, чемпион, библиотекарь, разведчик. Объясните, почему от некоторых слов вы...
Слух о сумасшествии ЧацкогоКомедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов написал в 1824 году. В этом произведении можно явно услышать приближение декабристского восстания, волнение в среде образованных, передовых людей того времени. На страницах...
Анализ стихотворения А. Блока «Россия»В стихотворении «Русь» образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В. М. Васнецова и И. С. Горюшкина-Сорокопудова: Русь опоясана реками И...
Джамиля, в сокращенииСписок произведений в сокращении етого автора Джамиля Прощай, Гульсари Белий пароход И дольше века длится день Шел третий ч войни. Взрослих здорових мужчин в аиле не било, и потому гоню...
Лирика ОкуджавыБулат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Учился в школе, а через год после начала Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Уже после войны окончил Тбилисский государственный...
Краткое содержание повести Кассиля «Великое противостояние»Часть первая. Моя Устя 1938 год. Симу Крупицыну, неказистую, веснушчатую девочку, посредственную ученицу, объект насмешек своего класса, а особенно Ромки Каштана, приглашают сниматься в кино. Ей предлагают роль партизанки Усти...
РОБОТА З ДЕВІАНТНИМИ ШКОЛЯРАМИ НА ОСНОВІ СОЦІАЛЬНО-ПЕДАГОГІЧНОГО ПАТРОНАЖУРОБОТА З ДЕВІАНТНИМИ Ш КОЛЯРАМИ НА ОСНОВІ СОЦІАЛЬНО — ПЕДАГОГІЧНОГО ПАТРОНАЖУ У сучасному українському суспільстві відбуваються кризові процеси, які негативно впливають на психологію людей, особливо підлітків, породжуючи девіантну поведінку. Це...
Выпускное сочинение: алгоритм подготовкиВ последние годы этап активной подготовки к выпускному сочинению в школах, как правило, начинается с момента опубликования на сайте Рособрнадзора «Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому...
Урок — Сила тяжести. Вес тела. Задачи для домашних заданийК уроку подобраны задачи — по способу выражения условия: текстовые, графические; — по основному способу решения: качественные, вычислительные; — по содержанию: конкретные; — трех уровней сложности. Задачи 1 — ого...
Сочинение по картине а. А пластов летомАркадий Александрович Пластов — великий Художник. Одна из его картин называется «Летом». И я сейчас хочу описать эту великую картину. Усталые грибники расположились в тени. Маленькая девочка вытянула босые ноги....
Сочинение размышление: Важна ли историческая память народаМассовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е — 30-е годы, а в меньших, масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым...
Тип МоллюскиВопрос 1. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков? Основная функция раковины моллюсков — опорная, т. е. раковина играет роль наружного скелета. У моллюсков нет кожно-мускульного мешка, отдельные пучки мышц крепятся...
Глобальные вопросы человеческого бытия в произведениях А. ЧеховаА. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале...
Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»«Белая гвардия» — во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях Булгакова о Киеве конца 1918 — начала 1919 года. Семья Турбиных — это в значительной степени семья Булгаковых. Турбина...
Объяснение Базарова с ОдинцовойРоман И. С. Тургенева «Отцы и дети», увидевший свет в 1862 году, вызвал вокруг себя небывалую полемику. Это неудивительно: писатель показал в романе перелом общественного сознания России, появление в ней...
Организм — единое целое. Многообразие организмовВопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия. Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и...
Геній Марини ЦветаевойЦветаева єдино істотним визнає закономірності тої дійсності, що перетворена поезією, творчістю. Саме тому в еміграції вона продовжує відстоювати своє право на другим, перетвореним мистецтвом реальність і в нарисі про М....
От анализа текста — к сочинениюГотовь сани летом, а материалы к экзамену — осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке...