Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина?
Пьесу А. Н. Островского «Гроза» критики называют народной трагедией, а ее главную героиню Катерину считают народным и героическим характером. Так ли это на самом деле? Или Катерина Кабанова просто слабая женщина, не нашедшая в себе сил бороться и решившая уйти из жизни? Действие пьесы происходит в провинциальном волжском городке Калинове.
Островский показывает, что его жители абсолютно замкнуты в своем мирке и своих жизненных стереотипах, которые они считают «истиной в высшей инстанции». Свои знания они пополняют с помощью странниц феклуш, которые еще больше убеждают их в правильности сложившегося образа жизни. Событийная сторона драмы предельно проста: молодая купчиха изменила мужу и после пережитых нравственных терзаний покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Но автор раскрывает нам сущность героини, с психологической достоверностью показывает причины ее жизненной трагедии. Катерина Кабанова — человек подневольной судьбы.
В общем и целом она покоряется своей несчастливой, по сути, участи. Катерина — чужая в калиновской среде. Она, в отличие от окружающих ее людей, натура не только непосредственная, но и поэтическая.
Сознанию героини доступны не одни лишь материальные, житейские истины, но и мечты, красота, свет. Это сказывается даже в речи героини, которая насыщена поэтическими образами: «отчего люди не летают», «ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Островский рассказывает нам о детстве своей героини. Относительная свобода и постоянное общение с природой развивали светлые стороны характера Катерины.
Невежественные бредни странниц девушка воспринимала как волшебное и волнующее зрелище. Ее фантазия питалась и духовными стихами, которые она слышала от тех же «странных» людей и богомольных старушек. Я думаю, что существенную роль в характере Катерины играет ее религиозность, вера в Бога. Трагедия и гибель этой героини неотрывны от ее религиозных представлений и убеждений. Изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести.
Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но и сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Страдания героини доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и свекрови, признается им во всем, отдавая свою жизнь в их руки. На это признание люди реагируют по-разному.
Кабанова предлагает зарыть Катерину в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога. Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Важно, что самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Как же такой набожный человек, как Катерина, могла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу?
Мне кажется, просто она считала свою душу уже загубленной и не хотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение. Можно сказать, что перед героиней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Мне кажется, что Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения.
Но в развязке получается так, что у нее есть надежда спастись, так как женщина не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, я думаю, что Островский показывает нам — есть надежда на то, что героиня была прощена и спаслась на том свете.
Я думаю, что в любви Катерины, так же как в ее искренней вере в Бога, — глубочайшее и неоспоримое психологическое оправдание ее поступков, реальность, истинность героини «Грозы». Цельность и непосредственность богато одаренной натуры Катерины, ее высокая нравственность, неотрывная от религиозности, ее любовь и горячность характера образуют сложный, живой, реалистический образ. Так что же проявилось в поступке Катерины — ее слабость или сила?
Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что поступок героини неоднозначен. Конечно, эта женщина не борец за народную справедливость или за улучшение жизни. Но ее нельзя назвать слабой.
Сила Катерины, на мой взгляд, в ее религиозности, цельности натуры и свете, который находится внутри нее. Именно поэтому я считаю эту героиню сильным русским характером, воплощающим в себе его лучшие черты.
Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина?