Кто украл счастье? по драме И. Франко «Украденное счастье»
Драма «Украденное счастье» — одно из наилучших произведений Ивана Франко. Занимает она почетное место в украинской классической драматургии. И. Франко, человек очень честный и прямолинейный, ставит в драме вопросы: кто виноват в трагедии Николая, Анны и Михаила, в том, что у них украдено счастье?
Перед читателем и зрителем проходит жизнь трех персонажей; Николая Задорожного, его жены Анны и ее любимого — жандарма Михаила Гурмана.
Мы понимаем, что трагедию переживают все три героя. Их жизнь протекает в типичных условиях жизни галичского села. Чтобы завладеть землей, Анну насильно отдают замуж за нелюбимого ей, пожилого крестьянина Николая Задорожного, разлучают с любимым Михаилом. Узнав о том, что Михаил возвращается я домой, живой, боится Анна мести, так как Михаилу клялась, присягала: «…лучше в могилу пойду, чем с кем-то другим в брак».
Соперничают в ее сердце любовь к Гурману и соблюдение правил брачного закона. Говорит эта измученная женщина: «Хотя бы и сердце разорвалось, а забыть надо. У меня есть муж брачный.
Я ему присягала и ему буду верна». Возникает перед нами трагический образ женщины-страдалицы, благородной, правдивой, с чистой душой — натуры, которая стала жертвой собственнического мира, в котором безраздельно властвовали человеческая несправедливость, жадность и хищничество. Украдено у нее счастье родными братьями, для которых главным было заграбастать землю Анны. Будто слышит эта женщина своим чутким сердцем, что случится что-то страшное, от чего погибнет ее чистая душа.
Даже сны ей снятся, которые предсказывают слезы, напасти и смерть.
Украдено счастье и у Михаила, так как цесарское войско морально испортило крестьянского юношу, а служба в жандармерии исказила лучшие черты его характера. Украдено счастье, так как разлучили его с любимой девушкой. Поэтому и кажутся такими горькими его слова: «Двое мертвецов сошлись, что за жизнь любились и после смерти друг друга не забыли, а сойдясь, не могут лучшего делать, как ссориться».
Кипит в душе Михаила справедливый протест и гнев, направленный не только против спокойного Николая, а и против братьев Анны, которые из корыстных побуждений отдают сестру за немилого.
Украдено счастье и у Николая Задорожного, мужа Анны. Не виноват он в том, что эта женщина стала его женой, ведь он любил ее, был всегда верным. Образ Николая — это образ галичского крестьянина с ограниченным, патриархальным мировоззрением. Николай несет тяжелый крест несправедливого обвинения в убийстве и ограблении, преследуемый властью, не может защитить себя.
Личная жизнь разрушена, преданы его наилучшие чувства. Он, придавленный непомерным бременем жизненного краха, ломается. Тем не менее, он не лишен чувства человеческого достоинства, он способен защитить честь своей семьи, хотя и очень жестоким способом.
Столкнувшись с несправедливостью, подлостью, Николай губит свою душу.
Каждый из этих героев по-своему лишен счастья. Драматург объясняет это причинами социального характера: жадностью братьев Анны, политической бесправностью, забитостью крестьянства , невыносимым гнетом, эксплуататорским порядком и его страшными нормами и предрассудками. И потому взвивается любовь Анны, будто голубка в небо, наперекор всему, несмотря на пересуды, даже, несмотря на своего мужа, так как Михаил для нее все: «и мир, и люди, и честь, и присяга!» Тяжело переживает это Николай, так как он не виноват в несчастье жены, начинает пить, продавать по частям хозяйство, но и тогда старается защитить честь своей семьи. И убийство Михаила Гурмана, жандарма и любовника Анны — это будто вызов обществу и своей судьбе.
Поэтому и прощает ему это убийство сам Михаил, говоря: «Ты сделал мне услугу, и я не сержусь на тебя! Я хотел сам себе такое сделать, и как-то рука не поднялась!». На некоторое время вернули свою любовь, свое украденное счастье Михаил и Анна, забрав его у Николая. Но недолго были они вместе, так как счастье нельзя украсть у другого человека, оставив его в отчаянии и грусти.
Все ж таки нельзя нарушать брачной клятвы, присяги, как это сделала Анна, бросившись в объятия своего любимого, хотя и была эта любовь единственным настоящим счастьем.
Украдено счастье у всех героев драмы. А эта трагедия — как яркий обвинительный акт, как пылкий протест против душной атмосферы капиталистического общества, социальной несправедливости, устаревших традиций, которые стояли на пути к счастью труженика.
Кто украл счастье? по драме И. Франко «Украденное счастье»