Кто же он, создатель «Слова о полку Игореве»?
Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси «слово о полку Игореве». Загадка его личности веками притягивает человечество. Стремление увидеть его, стремление разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного — неодолимо. Не будем забывать, что средневековое искусство было в основном анонимным и, в большинстве случаев, произведения не имели постоянного текста. Давайте же попробуем вообразить его, создателя сего бессмертного произведения, опираясь на текст, ведь это, по сути дела, его душа. Лев Толстой говорил, что, кого бы ни изображал художник, мы ищем и видим в его произведении только его душу. Имени нет, биография забыта — остался только его духовный мир — глубокий, своеобразный, неповторимый. Он пережил не только автора. Слова, некогда начертанные на бумаге, прочнее каменных стен и деревянных сооружений.
Обратимся к тексту. Безусловно, автор в «Слове…» многое внес от себя, и сделал это, потому что сильно любил свою Родину и так же, как и все, надеялся, что «Игорь-князь соберет дружину ратную и прогонит с земли русской врагов ненасытных». На протяжении всего «Слова…» меняется отношение автора к князю Игорю. Он то осуждает, то восхищается, то воспевает его как храброго воина, борющегося за Родину, то упрекает в безрассудстве. А как ярко автор преподнес нам сцену побега Игоря из плена, насытил ее выразительными переменами. Это дает нам право думать, что автор был с князем во время побега, ведь так последовательно передано душевное состояние Игоря:
Вновь ни праха, ни пота Не стирая с лица, Мчится скоком и летом К луговицам Донца. Вьется соколом в небе Все быстрей и быстрей…
Автор Рассматривает побег как смелый шаг, делающий Игоря достойным сопоставления с соколом. Отношение поэта к его герою полнее всего выражено в знаменитом «Златом слове» Святослава. Это является одновременно и исторической оценкой личности, так как древнерусская литература не знала вымышленных персонажей.
Автор, несмотря на лаконизм, описывает не только весь двенадцатый век, но и захватывает еще и домонгольскую Русь, но он не позволяет себе высказать ни одного дополнительного пояснения: дальнейшее всепостижение в нашей воле. Это своеобразное умалчивание и делает читателей соавторами произведения: каждый из нас видит еще и то, что осталось за строками.
Мы поймем, что автор — настоящий творец слова, обратись к битвам. Они не только кровавы и тяжелы, но и «поэтически праздничны», как замечали критики. Поэт по-своему распоряжается временем. В разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-исторические отступления, вспоминая дела прежних лет. Временные отступления играют здесь художественную роль, они дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Наверное, автору важнее не сами истор1Гческие факты, а художественная сторона тогдашних событий. Именно поэтому мы «Слово…» рассматриваем не как исторический документ, а как художественное произведение.
Создатель произведения великолепно владеет словом, умеет использовать устное народное творчество. Он — истинный патриот земли русской. Произведение наполнено ненавистью к половцам. Еще его отличает смелость слова. Он открыто упрекает князей и советует, призывает их к объединению.
И главное — это бессмертная заслуга автора в том, что он сумел в привычные образы и картины вдохнуть ощущение жизни. «Слово…» содержало в себе ростки будущей русской литературы.
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение.
Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. В день похода произошло солнечное затмение:
Средь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря:
Птицы, поднимаясь над дубами. Реют с криком жалобным своим. По оврагам волки завывают, Крик орлов доносится из мглы…
Описание природы в «Слове…» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя:
Степь поникла, жалости полна, И деревья ветви преклонили.
Они же радуются освобождению Игоря из плена:
И, рассвет веселый возвещая. Соловьи ликуют вдалеке.
Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь… Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки?
Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути:
Страж ему был гоголь над водою, Чайка князя в небе стерегла.
Автор показывает, как необъятны просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках. Настоящее Русской земли тесно связано с ее прошлым. Автор рассказывает о подвигах Святослава, который «поганых ратей не щадил». Князь Святослав осуждает сыновей за несвоевременный поход:
Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали. Неисчислимые беды несут Русской земле княжеские раздоры: Но не вместе их знамена плещут. Врозь поют их копия и блещут.
В единстве видит автор силу и мощь Родины. Он обращается к русским князьям с призывом прекратить междоусобицы и объединить силы для борьбы с общим врагом:
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день. За Русскую землю…
В центре повествования стоит образ русского народа. Это простые земледельцы. Они страдают из-за княжеских раздоров:
Век людской в крамолах стал недолог. И не стало жизни нам богатой, Редко в поле выходил оратай…
Вместо зерна поля засеяны костями, а вместо урожая «взошел посев великими скорбями».
Несмотря на лишения и невзгоды, русский народ мужественно защищает свою Родину. Княжеская дружина — это простые русичи:
А куряне славные Витязи исправные… Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Уходя в поход, они прощаются с Родиной: О Русская земля! Ты уже за холмом.
Русские женщины оплакивают убитых сыновей:
Плачет мать над темною рекою. Кличет сына-юношу во мгле…
Вместе с матерями скорбит о погибших и Русская земля:
Стоном стонет мать-земля сырая, Мутно реки быстрые текут…
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет. В произведении описывается мужество русских воинов, поэтизирована красота русской природы, здесь все наполнено чувством печали и радости. Ни одно древнерусское произведение не может сравниться со «Словом…» по поэтической мощи, красоте, мудрости. Исторический памятник «давно минувших дней» остается вдохновляющей силой для русского искусства и продолжает жить и в наше время в сердцах и умах народа.
Кто же он, создатель «Слова о полку Игореве»?