Куда приглашает читателей В. Подпалин? («Приглашение»)
Изучая мировую и украинскую литературу, я постепенно учусь видеть в произведениях скрытое содержание. Теперь каждый стих, каждый роман или рассказы для меня — не просто какой-либо сюжет, будто обычная история из жизни, но целый источник подтекстов, намеков поучительного и философского содержания. Теперь я понял, что среди признанных шедевров нашей литературы или литературы других народов нет «двухмерных», «плоских» произведений, которые только и ограничиваются своей поверхностью: все они содержат глубину, не меньше морской глубины.
И даже с этим пониманием во время прочтения того или иного произведения у меня возникают вопросы… Даже наоборот: что больше я понимаю сущность и многогранность литературы как таковой, то больше вопросов у меня возникает. Но я только рад этому и с удовлетворением ищу на них ответы.
Стих Владимира Пидпалого называется «Приглашение». Якобы нескладное название, но даже после прочтения самого текста главный вопрос: «Куда приглашает нас автор?» все равно не исчезает. Этот вопрос, мне кажется, достойным раздумий. Конечно, текст содержит ответ, но будем ли воспринимать мы его буквально или будем искать символическое содержание? Наверное, второй путь интереснее и, как я думаю, полезнее.
С первых строк внимание читателя приковано к тексту: «…тайной владеем я и ночь», — пишет автор. Какая такая тайна? Читателю сразу же хочется, чтобы его приобщили к этой загадочной тайне. И его ожидание не напрасны. В. Пидпалый пишет о золотой лодке и золотых веслах, о том, что лирический герой имеет золотые ключи, также волшебные… Все это символы, глубокие символы, которые достигают почти архетипных представлений! Автор приглашает читателя в волшебный мир символического. По моему мнению, это приглашение в мир духовного богатства. Путь туда непростой, но, имея уверенность и желание достигнуть своей цели, каждый может войти в это царство. Вот куда приглашает нас автор! В мир духовного. Но и не только. Наверное, не меньше автор приглашает нас направляться своим собственным путем (избрать его, как известно, или не самое сложное и чуть ли не важнейшая задача всей человеческой жизни). И лирический герой искренне верит в силы читателя, итак, оптимизм и вера в избранный путь — одно из доминирующих чувств в этом произведении.
Особенно мне импонирует фраза, сказанная автором уже в конце произведения:
Даже если не дойдем, — идем!
Такое отношение кажется мне правильным. Т. е. человек не должен отрекаться от избранного пути через неуверенность в своих силах. Даже если не получается достигнуть запланированного, не надо бросать своей цели, отказываться от мечты. Дорога не может быть простоя, если это правильная дорога. Даже Христос говорил о «широком пути» и «узком пути». Широкий путь — путь простой, но он не приведет к настоящему единению с Богом, и только путь узкий, сложный и преисполненный испытаний может привести человека к духовности, к вершинам самосовершенствования, итак, к цели всей человеческой жизни. Мне нравятся поэзии современных авторов и авторов XX века. Кто-то считает их сложными, непонятными, весьма эпатажными — разные есть произведения, разное к ним и отношение. Но, как я считаю, дарование необходимо не только писателю, а и читателю. Писателю — чтобы создать символическое пространство, собственный художественный мир, совершенное по форме и содержанию произведение искусства слова. Но и читателю дарование нужно не меньше — чтобы воспринять, интерпретировать, понять и а вынести для себя с прочитанное поучительное содержание, достигнуть и эстетичное удовлетворение от литературы. Мне кажется, что я понял поэзию Владимира Пидпалого «Приглашение», вопреки насыщенности ее символами и скрытым содержанием. Это произведение исполнило меня оптимизмом и верой в правильность избранного пути. Итак не останавливайтесь если не судилось дойти к вершинам самосовершенствования на пути духовного развития, «даже если не дойдем», — идем!
Куда приглашает читателей В. Подпалин? («Приглашение»)