Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров
Совершенствуется поэтический язык, исчезают грубые выражения. Язык обогащался за счет введения абстрактных терминов. Наиболее яркой становится поэзия провансальских трубадуров. Прованс — юг Франции, где возникает поэтическая школа. Трубадуры (от фр. гл.
Тробар — находить). Созданы около 900 размеров.
Среди трубадуров люди разных сословий. Основная тема — любовь. Создан культ Прекрасной Дамы, в качестве которой выступала жена синьора. Она обладала огромной властью и следила за замком.
Поклонение Прекрасной даме — наука. Культ прекрасной дамы накладывается на служение богоматери. Историческое значение поклонения культу — любовь обретает право голоса. Куртуазная любовь это служение и тайное чувство, платоническая любовь, страдания. Жанры: 1) Кансона — (любовная песня) любовное стихотворение, состоящее из нескольких симметричных строк и заканчивающихся короткой строфой, посылкой, где дается напутствие. 2) Альбы — утренняя песня, которую исполняет оруженосец или спутник рыцаря. 3) Серена (вечер) — ночная песня; 4) Пасторелла — написана в буколическом стиле, герой персонифицирован в странствующем рыцаре (рыцарь + пастушка); 5) Сирвента — стихотворение на какую-нибудь политическую, реже личную, обычно полемическое по тону. Поэт защищает мнение; 6) Тенсона (прение) — спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную, литературную или др. темы. Поэты проводят диалог, поочередно высказывая по строфе. Спор восходит к фольклорной традиции спора зимы и лета. Он посвящен проблемам творчества. 7) Плач — печальная песня, написанная на смерть синьора или близких. 8) Баллада — танцевальная песня. Исполнялась на народных гуляниях, передает ритм танца. Позже их стали называть лиро-эпическое произведение с эпическим сюжетом. 8) Романс — песня на романском языке. Стихотворение любого содержания, предназначенное для пения. Бернарт де Вентадорн — выходец из низов, замковый слуга, воспитанный виконтом де Вентадорн. Воспел сначала жену синьора, а затем Элеонору Аквитанскую — королеву Англии, на службе которой о некоторое время состоял. По задушевной мелодичности стихов, по изящности выражения чувств он принадлежал к самым выдающимся трубадурам. Вся его поэзия проникнута любовной темой. «Тот мертв, — заявляет он, — кто не чувствует в сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы не докучать другим». Он говорит о себе: «Когда придет весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце радости больше, чем у них должен конечно петь, ибо все мои дни лишь одна радость и песня и я не помышляю ни о чем другом». В другой кансоне он говорит: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо — рот, глаза сердце и чувства».
Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров