Кутузов и князь Андрей на Аустерлицком поле
Патриотический подъем и напряженное состояние Кутузова немедленно передались его адъютанту. И, «как это бывает в решительные минуты жизни, бесчисленное количество мыслей с необычайной быстротой пробежало в его воображении. Он вспомнил, сообразил, обдумал и предвидел многое в эти короткие минуты». И далее, как бы в противовес настойчивым думам о смерти, которые одолевали князя Андрея в ночь накануне сражения, Толстой подчеркивает, что в самый напряженный миг «одна только мысль не пришла ему в голову»- возможность смерти. «А между тем,- напоминает автор,- эта-то мысль естественнее всего должна была придти ему в то время, как он взглянул в лицо Кутузова».
Высокое душевное напряжение преобразило внешний облик князя Андрея. Толстой не описывает его внешности в этот момент, а дает впечатление Кутузова. «В коротком взгляде, который Кутузов бросил на Болконского, сказалось очень многое: он был рад видеть любимого и предпочитаемого адъютанта таким, каким он ожидал его видеть в эту решительную минуту».
Так Кутузов и князь Андрей в один и тот же миг показаны каждый через впечатление другого; это словно связывало их каким-то внутренним единством. На фоне возникшей паники выдвинуты на передний план Кутузов и Болконский; им надлежало выполнить одну и ту же роль в Аустерлице.
По окончательному тексту, Кутузов стремится удержать бегущие войска, его ранят в щеку, после чего немедленно вступает в действие Болконский. В первом варианте развитие этой сцепы замедленно, в ней больше эпизодов, Кутузов более активен. Как только началась паника, он «поскакал» к нерасстроенной еще пехоте, сам «повел ее против неприятеля», и в этот момент его ранили. После ранения Кутузов остается ненадолго в центре действия. Увидев замешательство батальона, он бросается вперед с криком: ура!
Самый момент, когда Болконского ранят, дан с первого варианта несколькими короткими фразами, благодаря чему создается впечатление стремительности. «Вдруг, как бы со всего размаха крепкой палкой, кто-то из ближайших солдат ударил его в левый бок»- и все. Нет ни слова о физических ощущениях, сказано только, что «немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его от столь интересных в это время наблюдений. Но вот странное дело: ноги его попадают в какую-то яму, подкашиваются, и он падает. И вдруг ничего нет, кроме ограниченного клочка жнивья с измятой соломой, и того даже нету, ничего нет, кроме тишины, молчания и успокоения». На том же месте, где он упал, князь Андрей показан еще раз в конце боя, когда Наполеон, проезжая по полю битвы и «с безучастным выражением» разглядывая «неподвижные и движущиеся тела», наехал на «лежавшего с сброшенным подле него древком знамени» князя Андрея. «- Вот молодой человек, который хорошо умер,- сказал Наполеон». И далее рассказ идет о князе Андрее: «Болконский не был убит, он даже слышал все, что говорил Наполеон, стоя над ним. Он слышал похвалу, отданную ему Наполеоном, но он был так же мало взволнован ею, как ежели бы муха прожужжала над ним. Ему жгло грудь, и он чувствовал, что он исходит кровью».
Здесь впервые упомянуто о физических страданиях князя Андрея, но не в них смысл возвышенной сцены. Теперь, когда князь Андрей «не мог говорить и двигаться», он «мог чувствовать, слышать и думать». Он думал в эту минуту «с такою ясностью и правдой о всей своей жизни, с которою он не думал со времени своей женитьбы». Тогда же глубоко изменилось его восприятие жизни и вместе с тем — отношение к его герою, к Наполеону. Контраст был поразителен.
Замысел автора показать перемену в оценке Наполеона четко выровнен в первом варианте этой сцены. В конце того же дня, когда князя Андрея среди других раненых переносили в госпиталь, он услышал разговор князя Репнина и поручика Сухтелена с Наполеоном и вторично увидел Наполеона. На вопрос Наполеона: «Как вы себя чувствуете, тон Ьгауе?»- князь Андрей, «прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал, слегка презрительно улыбаясь. Ему так ничтожно казалось все в эту минуту, так глупы казались все эти напыщенные неестественные разговоры Репнина и Сухтелена, так мелок и ничтожен казался ему сам герой его, теперь видимый вблизи и потерявший эту ореолу таинственности и неизвестности, так ничтожен казался он ему с этим мелким тщеславием». Князю Андрею «все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти…
Толстой вводит чрезвычайно важный штрих: князь Андрей говорит Ахросимову, что хотел бы «перейти в простой пехотный полк. Взять батальон и служить просто». Его интересует, какие люди в полку, какие отношения с командиром и можно ли «служить порядочному человеку, чтоб не загрязниться?» Он говорит Ахросимову: «только покажите мне полк, где бы я нашел порядочных людей, и я завтра батальонный командир, как и вы». Автор будет постепенно, по ходу действия сталкивать князя Андрея с различными военными кругами, отдельными людьми, и каждая из встреч будет отталкивать князя Андрея от высших сфер армии, приближать к солдатам.
Кутузов и князь Андрей на Аустерлицком поле